Урок 34. Биография А. И. Куприна. Рассказ «Чудесный доктор»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией А. И. Куприна и его рассказом «Чудесный доктор»
Задачи урока
- Осветить факты биографии А. И. Куприна, повлиявшие на темы его произведений. Проанализировать рассказ «Чудесный доктор». Ввести понятие маленький человек.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
рассказ, персонаж, прототип, контраст, маленький человек
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией А. И. Куприна (На материале учебника: 2 ч. С. 18–19, МП стр. 133–136). Подкрепляется дополнительными материалами. |
2 | 2. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: обсуждение рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» с опорой на интерактивные задания. Обсуждая рассказ Куприна, следует особое внимание уделять художественной детали. Вопросы: – Найдите в рассказе описание витрины продуктового магазина. Прочитайте его. Чьими глазами мы видим эту картину? – Как вы думаете, почему с этой картины начинается рассказ? – Почему автор так подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких праздничных витрин до закоптелого, сырого подвала, в котором жила их семья? (Примерный ответ из МП Б.А. Ланина, с. 137: Смеющегося поросенка с травкой во рту, выставленного в ослепительной рождественской витрине гастрономического магазина, видят два брата и смотрят на него «влюблённо-жадным» взглядом. Они даже забывают о мамином поручении. Контрастом этой «эффектной картине», «праздничному ликованию» является «покосившийся ветхий дом» с помойной ямой, тёмным подвалом, «закоптелыми, плачущими от сырости стенами», «ужасным запахом керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящим запахом нищеты», где жили мальчики.) – Расскажите о семье Мерцаловых. Почему они оказались в таком страшном положении? Как пытались найти деньги на лечение дочери? Почему им это не удалось? – Как Куприн описал отчаяние Мерцалова? Что прежде всего запоминается в его портрете? («Истерзанная душа».) Введение понятия маленький человек. (Маленький человек – это часто встречающийся герой в произведениях русской литературы. Отстаивая право «маленьких людей» на счастье, писатели утвердили в русской литературе гуманистический идеал с такими присущими ему качествами, как отзывчивость, доброта, душевность. Чины их действительно маленькие, невелики их материальные накопления, но у каждого из них – своя мечта, свои страдания, их душа – целый мир.) – Кого из героев рассказа «Чудесный доктор» можно назвать маленьким человеком? Каких еще героев русской литературы, которым подходило бы это определение, вы знаете? – Прочитайте описание общественного сада, куда забрёл расстроенный Мерцалов. Можно ли сказать о параллелизме? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте душевное состояние героя и пейзаж, найдите слова, помогающие это понять. – Как Мерцалов поначалу разговаривал со стариком, случайно встретившимся с ним в саду? Можно ли найти оправдание этому? – Почему старик решил помочь грубому незнакомцу? О каких душевных качествах и чертах характера это говорит? |
3 | 3. Усвоение нового материала, работа с текстом | – Как называют доктора в рассказе А. И. Куприна? («благодетель», «святой человек», «благодетельный ангел», «чудесный доктор») – Найдите его описание в тексте. Чем он располагает к себе людей? Почему люди испытывают к нему доверие и делятся с ним своими горестями и бедами? Как характеризует доктора его поступок? Учащиеся знакомятся с понятием прототип и прототипом героя рассказа «Чудесный доктор» Н. И. Пироговым. Прототип – реальная личность, которая стала для автора прообразом для создания персонажа произведения. – Какой жизненный совет дал чудесный доктор Мерцаловым? Как вы понимаете его слова? – В чём идея рассказа о чудесном докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Решить кроссворд. 2. Подготовить рассказ «Моя встреча с чудесным человеком». Рассказ должен быть сюжетным, связным произведением. (9–10 предложений) Можно дополнить его иллюстрациями или презентацией. 3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Жизнь и творчество А. И. Куприна». |