Урок 33. Знакомство с буквой Я (я)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слова «мяч». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Виды деятельности
-
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Сравнивать количество звуков в словах.
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Изучение нового материала | Учитель. По асфальту я скачу, Через двор в траву лечу. От друзей меня не прячь, Поиграй-ка с ними в... (мяч). Давайте поработаем со словом «мяч». Давайте составим звуковую модель этого слова. Кто помнит, как мы это делаем? Какой будет первый шаг? (Ответы детей.) Произнесите слово, следя за указкой на схеме звукового состава слова. Теперь произнесите слово «мяч», выделив первый звук. Назовите первый звук и объясните, каким цветом нужно обозначить звук [м*]. Назовите его твёрдую пару. Произнесите слово мяч так, чтобы отчётливо был слышен второй звук ([м’ач’]); назовите этот звук ([а]). Объясните, какой это звук. Каким цветом мы его обозначим? (Ответы детей.) Произнесите слово мяч так, чтобы отчётливо был слышен третий звук, назовите этот звук. Обозначьте мягкий согласный звук [ч’] зелёным цветом. Произнесите всё слово. Вспомните, как мы разбирали звуковой состав слова «Анюта». Сколько в слове Анюта звуков [а]? А какой согласный стоит перед гласным звуком [а]? (Ответы детей.) А вот и первый секрет. Нам предстоит запомнить правило: если звук [а] стоит после мягкого согласного звука, он обозначается буквой Я. Посмотрите на буквы, это буква «я» строчная и буква «Я» большая — заглавная. Вспомните, когда пишется большая буква? А теперь давайте заменим красный квадратик на схеме слова «мяч» буквой «я». |
2 | 2.1. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | |
3 | 2.2. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Работа со словами «пять» и «дыня» проводится так же, как и со словом «мяч». Учитель. Сравните количество звуков в словах «мяч» и «пять». Определите, в каком слове звуков больше: «дыня» или «мяч», «пять» или «дыня». Назовите другие слова, в которых столько же звуков, сколько в слове «пять». Поиск слов со звуком [я] в начале, в середине и в конце слова Учитель. Послушайте стихотворение. Запомните и назовите слова в которых есть буква «я». Где она находится? Остаётся буква Я — самаЯ последнЯЯ. НаедимсЯ с нею на год Спелых Яблок, Сладких Ягод. С нею к нам придёт Январь Вместе с Новым годом, С нею мы найдём Янтарь - Яркий дар природы. Нет без буквы «я» Яйца, Стало быть, и птицы, Яровым и Ячменю Не заколоситься, Не поднЯть нам ЯкорЯ, Не засеЯть грЯдок... В Языке без буквы «я» Был бы беспорЯдок. А какие вы слова Знаете с буквой Я? Назовите слова и определите место буквы в слове. (Ответы детей.) |
4 | 3.1. Этап закрепления и первичной проверки. Дифференцированная работа | |
5 | 3.2. Этап закрепления и первичной проверки. Дифференцированная работа | |
6 | 3.3. Этап закрепления и первичной проверки. Дифференцированная работа | |
7 | 3.4. Этап закрепления и первичной проверки. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите картинки. Подберите к схемам слова. Например, слово «мяч». Оно состоит из трёх звуков. Назовите эти звуки. Найдите строчку, где может стоять слово мяч, и соедините её линией с картинкой. С остальными словами поработайте самостоятельно. Проверьте свою работу по образцу. |
8 | 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите рисунки скажите, что за историю нарисовал нам художник. Как можно озаглавить этот рассказ. Составьте и запишите его. |
9 | 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. А теперь давайте впишем в нужные клеточки буквы, которые вы уже знаете. |
10 | 4.3. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Произнесите слово «белка», выделяя первый звук. Определите, какой это звук. Дайте ему характеристику. Обозначьте каждый звук нужным цветом. Проверьте свою работу. |