Урок 33. Язык поэмы М. Ю. Лермонтова Мцыри. Обобщение знаний по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать художественные особенности поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Проверить усвоенные учащимися знания по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».
Задачи урока
- Выявление и анализ художественных приёмов и языка поэмы «Мцыри». Выполнение самостоятельной работы по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, беседа по вопросам, выполнение интерактивных занятий, работа с текстом
Ключевые понятия
-
поэма, художественный приём, романтический герой, стихотворный размер, метафора, эпитет,олицетворение
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Повторение изученного. Проверка домашнего задания | Учащиеся анализируют художественные приёмы и выразительные средства, встречающиеся в поэме «Мцыри». Обсуждение по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Какие картины рисуются в экспозиции поэмы и какое настроение они создают? Как вы думаете, какова их роль? – 33_1_1.docx. Подумайте, чем был монастырь для Мцыри. Найдите эпитеты и метафоры, передающие отношение героя к монастырю. – 33_1_2.docx. – О каких мечтах рассказывает Мцыри старику? Как создаётся эмоциональность его монолога? – Почему, по-вашему, рассказ о трёх днях жизни на воле занял больше художественного времени, чем повествование обо всей предыдущей жизни Мцыри? – 33_1_3.docx. Как проявилось мастерство писателя в создании пейзажа? Докажите, что природа бывает не только приветлива к герою, но и враждебна. Выберите фрагмент и укажите в нём метафоры и эпитеты, позволяющие передать красоту природы и отразить состояние души героя. – 33_1_4.docx. – По словам критика Е. Маймина, «„Мцыри“ — самая музыкальная поэма Лермонтова». Проанализируйте любую строфу поэмы и подтвердите мысль исследователя. 33_1_5.docx. – 33_1_6.docx. Прокомментируйте слова В.Г. Белинского, обратившись к тексту поэмы. Обращайте внимание прежде всего на сравнения и метафоры в описании природы, энергичный ритм эпизода с барсом, проникновенную интонацию героя. |
2 | 2. Проверка усвоения изученного материала | Самостоятельная работа по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»: объект 33_2.docx |
3 | 3. Информация о домашнем задании | 1) Написать сочинение на одну из тем: 1. Мцыри — романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова. 2. Сопоставление лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова и героя поэмы «Мцыри». 3. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX века. 2) Прочитайте комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» |