Урок 33. Язык и форма музыкального произведения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства в единстве содержания и формы
Задачи урока
- – осуществлять диалог с произведением музыкального искусства с привлечением личного опыта учащихся;
- – овладевать специальной музыкальной терминологией в пределах изучаемого курса.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Средства выразительности в музыке. Ритм (метр и темп, синкопа). Мелодия (форма, интонация; знаменный распев). Гармония (мажорный и минорный лады). Атональная музыка. Композиторы Новой венской школы. Полифония (мотеты, мессы, хоралы; фуга). Тембр. Музыкальная форма (соната, симфония).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Слово учителя: «Нарисованное на обычном листе яблоко или книга на неизвестном языке ничего не смогут рассказать нам об их содержании. Они дадут нам исчерпывающую информацию только об их форме». Учитель предлагает прочитать изречение известного композитора и исполнителя С. В. Рахманинова. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Слово учителя: «Форма есть и у музыки. Музыкальные произведения тоже имеют форму, но форму необычную, продиктованную временным характером музыкального искусства. Когда мы слушаем музыкальное произведение, то на протяжении его звучания меняется его структура, композиция. Оно делится на части, и происходит это не просто так, а с определённой целью – полнее и ярче раскрыть художественный образ. Музыка – единственный вид искусства, где форма и содержание настолько определяют друг друга, что почти полностью совпадают. Форма музыки – это и есть её универсальное содержание». |
3 | 3. Целеполагание | Учащиеся знакомятся с содержанием раздела 21.2 «Понятие музыкальной формы», выполняют второе задание рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». Ответы учащихся и обобщение учителя. Выполнение задания 46 в рабочей тетради – учащиеся заполняют схему о музыкальной форме. Далее проверяем выполненную работу, корректируем ответы учащихся, обобщаем и делаем выводы. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Прослушивание и обсуждение 1–2 произведений в различных музыкальных формах. Безусловно, для прослушивания учитель использует малые музыкальные формы, например романс, ноктюрн, этюд, пьесу, прелюдию. Это могут быть ноктюрны Шопена, романсы русских композиторов и др. Вопрос для обсуждения: «По каким признакам эти произведения можно отнести к малым музыкальным формам? Аргументируйте свой ответ». |
5 | 5. Первичное закрепление | Семинар «Средства выразительности в музыке». Учащиеся заранее поделены на группы, каждая из которых готовит сообщение по одному из средств выразительности в музыке: 1-я группа – ритм: 2-я группа – мелодия: 3-я группа – гармония: 4-я группа – тембр. Это может быть устное выступление с заранее подготовленной презентацией / слайд-шоу и записью музыкального произведения, служащего иллюстрацией выступления. В группе должно быть продумано максимальное участие в подготовке выступления для каждого ученика. Творческая фантазия, оригинальность подачи материала, самостоятельность суждений, конечно, приветствуются. В процессе выступлений школьников могут быть также использованы следующие материалы: хор «Славься » из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и фрагмент из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (ария Ленского). Учащимся также предлагается прослушать фрагмент симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», а затем выполнить интерактивное задание – соотнести персонажей сказки с музыкальными инструментами, которыми они представлены в этом произведении. Учитель анализирует выступления групп учащихся, отмечает наиболее интересные и содержательные среди них, выставляет оценки за урок. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение задания 47 в рабочей тетради: учащиеся должны соотнести музыкальные термины с их определениями. |