Урок 33. Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за текстом-описанием и на основе наблюдения выделять языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер; моделировать речевую ситуацию описания внешности и характера (повадок) домашнего животного; анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования; продолжить наблюдение за словами, сходными по звучанию и написанию, но различными по значению (термин «омоформы» не употребляется); закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить звуко-буквенный анализ слов и правила переноса
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, постановка вопросов к словам, перенос слов, словообразование, устойчивые сочетания слов, развёрнутое толкование слов, звуковая модель слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом-описанием, на основе которого ученики должны представить внешность попугая и его характер, сделать вывод об отношении автора письма к своему попугаю (понять информацию, представленную в неявном виде) и обосновать с опорой на текст свою точку зрения. Текст учитель читает вслух, а ученики про себя. Если ученики не понимают значение словосочетания «пернатый друг», рекомендуется сразу обратиться к материалу рубрики «Давай подумаем» и на основе приёма развёрнутого толкования объяснить значения словосочетания. Учитывая различный темп работы и разный уровень подготовленности учащихся, рекомендуется основное время уделить ответам учеников на вопрос о том, любит ли Алёша своего пернатого друга. Опираясь на текст, ученики должны понять информацию, которая дана в неявном виде: мальчик захотел написать в журнал о своём попугае; Кеша добрый и смешной, он есть из тарелки мальчика (и мальчик не возмущается таким поведением); попугая произносит слова, близкие для мальчика, — «бабушка», «дедушка»; мальчик пишет о том, что попугай его любит. После проведённого анализа текста в зависимости от уровня подготовленности учащихся можно предложить им, опираясь на текст упражнения, описать своё домашнее животное или вспомнить историю из жизни животных (из прочитанных сказок, рассказов, с привлечением в своё повествование описания не только внешности, но и характера, повадок животного |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за значением устойчивых словосочетаний с использованием приёма развёрнутого толкования |
4 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 2 (язык) в учебнике — повторение правил переноса слова — аналогично упражнениям из предшествующих уроков |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике на основе приёма развёрнутого толкования предлагает проанализировать словообразовательные связи слов и установить значение части слова по- (термин «приставка» не употребляется). Подобный анализ, который опирается на речевой опыт учащихся как носителей языка, позволяет привлечь их внимание к значению части слова и формирует познавательный интерес к изучению русского языка |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык; если осталось время) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется аналогично упражнениям из предшествующих уроков |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение звуко-буквенного анализа. Рекомендуется хорошо подготовленным ученикам для самостоятельной работы, с остальными учащимися может не проводиться. Слова из упражнения 1, в которых количество звуков и букв не совпадает: мальчик (6 звуков, 7 букв), шесть (4 звука. 5 букв), его (4 звука, 3 буквы), моей (5 звуков, 4 буквы), я (2 звука, 1 буква), обедаю (7 звуков, 6 букв), колокольчик (10 звуков, 11 букв), наверное (9 звуков, 8 букв), думает (7 звуков, 6 букв) и т. п. Ученики должны выписать любые четыре слова и объяснить свой выбор |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — наблюдение за словами, сходными по звучанию и написанию, но различными по значению (омонимичные формы разных слов — омоформы, термин не употребляется). Выполняется в классах с высоким темпом работы учащихся, в остальных может не проводиться. Важно, чтобы в процессе анализа приведённых в упражнении вариантов изменения слов ученики пришли к выводу о том, что в скороговорке использовании разные слова, формы которых совпадают; такое использование представляет собой вариант языковой игры |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв по можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание по и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием то не стоит предлагать прописывать букву т за одно движение, лучше предложить по-прежнему писать эту букву за три движения (это поможет учащимся не путать буквы п и т). На свободной строчке можно потренироваться с безотрывном написании буквосочетаний со, по, а также в написании за одно движение этих буквосочетаний и соединительного штриха о. Также целесообразно использовать эту строчку для отработки соединений, внутри которых учащиеся допускают ошибки, или для дифференциации буквосочетаний по и то |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — повторение функций йотированных букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. На каждом уроке педагог учит детей рациональным приёмам работы, поэтому и здесь, прежде чем выписывать слова, лучше их подчеркнуть или особым образом отметить, например так: ☑. Должны быть подчёркнуты слова маяк, каюта, юнга, ягода, ёжик, енот, яхта, юбка, юмор. Возможная ошибка. Учащиеся могут решить, что в словах ель, льёт, вьюга, якорь звуков больше, чем букв. Эта достаточно типичная ошибка связана с тем, что в этих словах есть буква, обозначающая два звука, на которую и могут обратить внимание учащиеся, не заметив при этом наличия в этих словах буквы, не обозначающей звука (ь). Дополнительное задание. Сначала выписать из упражнения слова, в которых букв больше, чем звуков (пять, зверь), а потом подобрать несколько своих примеров таких слов. После выполнения задания его нужно обязательно проверить, учащиеся должны аргументировать свой ответ |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения над омо́графами, встретившимися в стихотворении. Сначала целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения; потом предложить хорошо читающему ученику прочитать стихотворение вслух. Встретившиеся омографы анализируются. После фронтального разбора по усмотрению учителя найденные пары слов могут быть записаны в рабочую тетрадь: воро́на — во́рона, со́рок — соро́к. |
13 | 13. Дополнительный материал | Вторая часть задания по составлению звуковых моделей слов воро́на и соро́ка выполняется самостоятельно с последующей проверкой. |
14 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение № 5 в рабочей тетради — отработка правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения: пись-мо, ще-но-чек, боль-шая, ста-ру-шка (стта-руш-ка), маль-чик, ко-ло-коль-чик, ху-день-кий, зер-ка-ло, чай-ник, объ-езд, пла-тье Возможная ошибка. Учащиеся могут записать следующий вариант переноса: боль-ша-я, разделив слово не для переноса, а на слоги. В этом случае ещё раз напомнить, что деление для переноса иногда не совпадает с делением на слоги: одну букву нельзя оставлять на строке и переносить. Дополнительный вопрос. Почему слова очень, олень, улей, осень, стая, которые состоят из двух слогов, нельзя разделить для переноса? |
15 | 15. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов чего-то, солнца. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса. Дополнительное задание. Осуществить взаимопроверку выполненной работы, сверяя с авторским текстом. |
16 | 16. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |