Урок 32. Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать речевую ситуацию просьбы и выбирать для успешного решения коммуникативной задачи адекватные языковые средства; закрепить умение выбирать слова по заданному признаку (определение ударного гласного в слове); повторить правило постановки знаков препинания в конце предложения; отработать порядок действий при списывании и анализ звукового состава слова
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, постановка вопросов к словам, работа в паре, ударение, перенос слов, словообразование, знаки препинания в конце предложения, звуковая модель слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за текстом, в котором высказывается просьба. В процессе обсуждения ученики должны высказать аргументы, способные убедить собеседника выполнить просьбу. Рекомендуется не предлагать ученикам вариантов ответов, так как их высказывания (аргументы) будут свидетельствовать об уровне понимания той ситуации, которая представлена в тексте. Если, по мнению учителя, ответы учеников будут достаточно поверхностными или однозначными, следует «озвучить» позицию мамы и привести её аргументы: «Но ты же всё время в школе: сначала учишься, а потом занимаешься в секции. Кто будет ухаживать за щенком?», «Я бы согласилась, но ведь ты, к сожалению, даже за собой не убираешь и не моешь посуду, когда поешь. Что же будет с собакой?», «Да, собака, конечно, красивая. Но ведь с ней нужно гулять, причём рано утром, а я тебя даже в школу не могу разбудить» и т. п. Такие вопросы стимулируют речевое творчество учеников в конкретной ситуации общения, требуют от них не только выбора необходимых аргументов, но, возможно, и переосмысления всей ситуации. Если учитель оценивает уровень развития учащихся класса как достаточно высокий, рекомендуется продолжить диалог (учитель озвучивает аргументы мамы — «против») до тех пор, пока ученики не откажутся от своей просьбы или, наоборот, не представят достаточно веские аргументы, чтобы слушающий согласился. Подобная работа не только призвана формировать навыки речевого общения, но также демонстрирует ученикам необходимость учитывать мнения и чувства других людей (формирование эмпатии, сопереживания как одного из личностных универсальных учебных действий) |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения и формирует правило речевого общения |
4 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык; работа в парах) в учебнике — повторение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Рекомендуется для проведения только в тех классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка. В этом случае необходимо, чтобы учитель чётко произнёс предложения с различной интонацией |
5 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов чего-то, солнца. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса. Дополнительное задание. Осуществить взаимопроверку выполненной работы, сверяя с авторским текстом. |
6 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение анализа звукового состава слова. Рекомендуется для выполнения в классах, где ученики испытывают трудности в проведении звукового анализа. В скороговорке регулярно повторяется звук [ш], в составе сапожки он обозначен буквой ж |
7 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 (язык; если осталось время) в учебнике — закрепление умения выбирать слова по заданному признаку (ударный гласный в первом слоге). Форму проведения (фронтально или самостоятельно) определяет учитель; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Возможные варианты слов: милая, мамочка, очень, рыжий, ухо, чёрное. При выполнении упражнения важно, чтобы ученики не называли слова мне, он, весь, я, так как в данных словах всего один слог |
8 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв по можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание по и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием то не стоит предлагать прописывать букву т за одно движение, лучше предложить по-прежнему писать эту букву за три движения (это поможет учащимся не путать буквы п и т). На свободной строчке можно потренироваться с безотрывном написании буквосочетаний со, по, а также в написании за одно движение этих буквосочетаний и соединительного штриха о. Также целесообразно использовать эту строчку для отработки соединений, внутри которых учащиеся допускают ошибки, или для дифференциации буквосочетаний по и то |
10 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — повторение функций йотированных букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. На каждом уроке педагог учит детей рациональным приёмам работы, поэтому и здесь, прежде чем выписывать слова, лучше их подчеркнуть или особым образом отметить, например так: ☑. Должны быть подчёркнуты слова маяк, каюта, юнга, ягода, ёжик, енот, яхта, юбка, юмор. Возможная ошибка. Учащиеся могут решить, что в словах ель, льёт, вьюга, якорь звуков больше, чем букв. Эта достаточно типичная ошибка связана с тем, что в этих словах есть буква, обозначающая два звука, на которую и могут обратить внимание учащиеся, не заметив при этом наличия в этих словах буквы, не обозначающей звука (ь). Дополнительное задание. Сначала выписать из упражнения слова, в которых букв больше, чем звуков (пять, зверь), а потом подобрать несколько своих примеров таких слов. После выполнения задания его нужно обязательно проверить, учащиеся должны аргументировать свой ответ |
11 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения над омо́графами, встретившимися в стихотворении. Сначала целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения; потом предложить хорошо читающему ученику прочитать стихотворение вслух. Встретившиеся омографы анализируются. После фронтального разбора по усмотрению учителя найденные пары слов могут быть записаны в рабочую тетрадь: воро́на — во́рона, со́рок — соро́к. |
12 | 13. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
13 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение № 5 в рабочей тетради — отработка правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения: пись-мо, ще-но-чек, боль-шая, ста-ру-шка (стта-руш-ка), маль-чик, ко-ло-коль-чик, ху-день-кий, зер-ка-ло, чай-ник, объ-езд, пла-тье Возможная ошибка. Учащиеся могут записать следующий вариант переноса: боль-ша-я, разделив слово не для переноса, а на слоги. В этом случае ещё раз напомнить, что деление для переноса иногда не совпадает с делением на слоги: одну букву нельзя оставлять на строке и переносить. Дополнительный вопрос. Почему слова очень, олень, улей, осень, стая, которые состоят из двух слогов, нельзя разделить для переноса? |
14 | 16. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |