Урок 32. Красота, созданная своими руками. Городецкая роспись
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться изображать птиц в стиле городецкой росписи.
Задачи урока
- Познакомиться с историей развития городецкой росписи.
- Научиться выполнять птиц в стиле городецкой росписи.
- Освоить способы изображения купавок, розанов и бутонов.
- Познакомиться с искусством матрёшки.
- Научиться различать сергиевпосадскую, семёновскую, полховмайданскую матрёшки
- Научиться выделять особенности матрёшек разных промыслов, проводить сравнительный анализ.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов народного искусства. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Подведение под понятия «промыслы России (Городец, Сергиев Посад, Семёново, Полхов-Майдан)», «виды орнамента», «растительный орнамент», «зооморфный орнамент», «декоративная композиция», «средства выразительности декоративной композиции различных промыслов (цвет, колорит, линия, ритм, форма и др.)». Декоративная деятельность. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Декоративно-прикладное искусство, промыслы России (Городец, Сергиев Посад, Семёново, Полхов-Майдан), виды орнамента, растительный орнамент, зооморфный орнамент, декоративная композиция, средства выразительности декоративной композиции (цвет, колорит, линия, ритм, форма и др.).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассуждают над высказыванием академика Д. С. Лихачёва. На примере предметов народного творчества объясняют, в чём заключается условность языка декоративно-прикладного искусства. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2.1. Актуализация опорных знаний | Учитель демонстрирует изображения птиц в различных стилях. Обучающиеся выделяют рисунок птицы в стиле городецкой росписи, руководствуясь описанием особенностей городецкого письма. Ребята называют стили всех птиц. Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний о народных промыслах и развитие умений узнавать городецкую роспись. |
3 | 2.2. Актуализация опорных знаний | Ребята называют стили всех птиц. Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний о народных промыслах и развитие умений узнавать городецкую роспись. |
4 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся, следуя этапам работы, выполняют изображение птицы в стиле городецкой росписи. Задание направлено на знакомство обучающихся с особенностями городецкой росписи и развитие умений и навыков выполнения элементов городецкой росписи. |
5 | 4.1. Целеполагание | Обучающиеся знакомятся с сюжетами городецкой росписи. Отвечают на вопрос: «Какая из предложенных тем не используется городецкими живописцами?». Задание знакомит обучающихся с сюжетами городецкой росписи. |
6 | 4.2. Целеполагание | Задание знакомит обучающихся с сюжетами городецкой росписи |
7 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с цветами городецкой росписи (бутон, розан, купава). Обучающиеся учатся различать их изображения по описаниям. Задание направлено на формирование умений выделять отличительные черты городецкой росписи. |
8 | 5.2. Открытие новых знаний | Задание направлено на формирование умений выделять отличительные черты городецкой росписи. |
9 | 5.3. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с некоторыми способами и этапами рисования розанов и бутонов. |
10 | 5.4. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с одним из способов рисования купавы. Задания направлены на формирование знаний об особенностях городецкой росписи (элементах растительного орнамента). |
11 | 5.5. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с искусством матрёшки (историей развития и традиционными промыслами). Обучающиеся проводят сравнительный анализ матрёшек трёх народных промыслов – Сёмёнова, Сергиева Посада, Полхов-Майдана. Выявляют отличительные черты (характер формы, пропорции заготовки, стили росписи (манеры письма), сюжеты). Задание направлено на формирование знаний об искусстве матрёшки и развитие умений различать особенности традиционных промыслов |
12 | 6. Закрепление новых знаний | Обучающиеся рассматривают матрёшку, расписанную в городецком стиле. Называют основные элементы центрального рисунка (купава, бутон). Задание способствует закрепление знаний об искусстве матрёшки и особенностях городецкой росписи. |
13 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель знакомит обучающихся с особенностями изображения листьев. Ученики придумывают и выполняют букет в стиле городецкой росписи с использованием купав, розанов и бутонов. Задание направлено на формирование навыков работы в стиле городецкой росписи. |
14 | 8.1. Итог урока | Обучающиеся размышляют, какие из представленных понятий подходят к описанию матрёшек, представленных на экране. Задание способствует закреплению знаний об искусстве матрёшки. |
15 | 8.2. Итог урока | Обучающиеся определяют стили росписей на рисунках. Выявляют общее и различное в росписях Северной Двины, Мезени, Хохломы и Городца, используя понятия «линия», «мазок», «цветовая гамма», «фон», «форма», «орнамент». Задания направлено на закрепление знаний о народных промыслах России, способствует формированию умений анализировать и различать росписи и стили декоративно-прикладного искусства |