Урок 32. А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Чтение и анализ рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев»
Задачи урока
- Читать, обсуждать и анализировать рассказы А. П. Чехова «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев», выявить приёмы создания комического, ввести понятие заглавный герой и охарактеризовать заглавного героя рассказа «Унтер Пришибеев».
Виды деятельности
-
Комментированное чтение, работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
рассказ, юмор, комическое, заглавный герой, характер
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся зачитывают вслух способы создания комического эффекта в рассказах А. П. Чехова. После этого для закрепления и обобщения предлагается выполнить задание. |
2 | 2. Повторение и закрепление пройденного, работа с текстом | Учащиеся читают фрагменты рассказов «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев». – Какие фрагменты являются завязками, кульминациями и развязками рассказов? – Характеристики героев. (О ком из героев рассказов А. П. Чехова говорится в этих фрагментах?) Введение понятия заглавный герой. (Заглавный герой – главный герой, именем которого названо произведение.) – Кого из персонажей рассказов Чехова, прочитанных в 7 классе, можно назвать заглавным героем? (Унтер Пришибеев) – Какие человеческие пороки высмеивает Чехов в рассказах «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев»? – Кажется ли вам эти произведения смешными? – Вспомните сатирические сказки М. Е. Щедрина. Можно ли назвать произведения А. П. Чехова сатирическими? (Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений с помощью различных комических средств. Юмор – веселая насмешка над комическими деталями или обстоятельствами.) (Произведения А. П. Чехова, скорее, следует назвать юмористическими, а не сатирическими. Герои его рассказов – обычные люди, которым присущи слабости и пороки. Автор относится к ним снисходительно – порицает, но не бичует.) – Какие приёмы создания комического использует Чехов в этих рассказах? – Охарактеризуйте речь персонажей рассказов Чехова. |
3 | 3. Рефлексия учебной деятельности | Работа с рубрикой «Обсудим вместе» |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовиться к обобщающему уроку и самостоятельной работе по теме «Творчество А. П. Чехова». 2. Дополнительное творческое задание по желанию. Подготовить инсценировку рассказа «Хамелеон». (Даётся текст каждой роли, его не обязательно заучивать наизусть, но желательно хорошо знать. Следует подготовить минимальный реквизит, особенное внимание обратить на пальто Очумелова.) |