Урок 31. Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи — ши и работы со звуковыми моделями
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за текстами-описаниями, учить выявлять выразительные средства при описании и использовать их в собственных текстах; отработать порядок действий при списывании, правило написания прописной буквы и сочетаний жи — ши; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить работу со звуковыми моделями
Ключевые понятия
-
Устная речь, постановка вопросов к словам, собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, сочетания жи — ши, чу — щу, словарные слова, звуковая модель слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом-описанием, выявление выразительных средств при описании. Текст читает учитель, после чего ученики, перечитывая текст, должны ответить на вопросы и найти в тексте слова, которые помогают представить внешность котёнка (белый, как моток шерсти; пушистый, кругленький; с синими, как весеннее небо, глазами). Характеризуя повадки котёнка, важно обратить внимание не только на то, что котёнка звали Тишка, потому что он умел тихо подкрадываться, но также на то, к чему он подкрадывался: к мышам (значит, охотник), к клубкам разноцветных ниток (любит поиграть), рыбе на сковородке (может, подкравшись тихо, стащить эту рыбу). В результате анализа текста ученики должны прийти к выводу, что описание может включать не только перечисление каких-то внешних признаков, но также указание на привычки и характер. Рекомендуется сравнить этот текст с текстами-описаниями из предыдущих уроков, например с текстом из упражнения 3 урока 12, где ученики знакомились со сравнением |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово го́род. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
4 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании и повторение правила написания прописной буквы. Рекомендуется предложить это упражнение для самостоятельной работы всем учащимся |
5 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила правописания сочетаний жи — ши. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков |
6 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; трудное) в учебнике — повторение работы со звуковыми моделями и на этой основе формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с преобразованием моделей для решения задач; закрепление умения задавать вопросы к словам. Так как приведённые модели и слова, им соответствующие, достаточно сложны для анализа, учитель самостоятельно определяет, в какой форме — фронтально или самостоятельно — будет проведено упражнение. Учитель обращает внимание на то, что задуманы сочетания слова — их модели помещены на одной строчке. Правильно выполненное задание: котёнок Тишка, большая голова. |
7 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
8 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
9 | 10. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
10 | 11. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
11 | 12. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
12 | 13. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
13 | 14. Повторение и закрепление ранее изученного материала | К найденным словам ученики задают соответствующие вопросы |
14 | 15. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков с учётом темпа работы учащихся |
15 | 16. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
16 | 17. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — отработка написания строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв со можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание со и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием ро не стоит предлагать прописывать букву р за одно движение, лучше предложить за первое движение прописать длинную наклонную линию, а за следующее движение — второй элемент буквы р и букву о вторым способом. На свободной строчке можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки |
17 | 18. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 5 в рабочей тетради — повторение правила написания заглавной буквы. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа: надо прочитать предложенные пары слов и обсудить значение каждого из них. Например, Скворцов — фамилия мальчика, скворцов — форма слова скворец, аналогично Колокольчиков — колокольчиков, Васильков — васильков и т. д. Для предупреждения возможных ошибок дети, испытывающие трудности в обучении, могут до начала письменной работы провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны. Дополнительное задание. Списать любые предложения (по выбору) в рабочую тетрадь |
18 | 19. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, чу — щу. После выразительного чтения стихотворений учителем учащиеся читают по строчке, кто-то из учеников называет слово с пропущенной буквой и сообщает, какие буквы надо вставить. Затем слово выписывается, в нём подчёркиваются буквосочетания жи — ши, чу — щу. Вариант выполнения. В сильном классе можно усложнить работу, предложив учащимся списать одно из стихотворений |
19 | 20. Дополнительный материал | Выполняется письменно, в парах упражнение 4 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов. Учащимся уже приходилось выполнять аналогичные задания, но если возникнут трудности, то необходимо напомнить правила работы с кроссвордом. Ответы: 1. Фамилия. 2 Спасибо. 3. Дорога. 4 Собака. 5. Адрес. 6. Медведь. 7. Ребята. 8. Учитель. Дополнительные задания 1. Предложить учащимся списать наиболее понравившиеся предложения в рабочую тетрадь. 2. 2. Устно придумать свои предложения с закрепляемыми словарными словами, при наличии времени самые интересные предложения записать в тетрадь под диктовку учителя |
20 | 21. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений относится к разряду трудных, поэтому необходимо проговорить последовательность действий при его выполнении. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Алгоритм работы точно такой же, как в уроках 18 и 21. Данный текст осложнён тем, что здесь дважды встречаются вопросительные предложения, а третье и последнее предложения произносятся с особой интонацией, и это необходимо отразить на письме, поставив восклицательные знаки. Как всегда, работа с такими заданиями заканчивается обязательной проверкой: текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Слабые учащиеся находятся под особым контролем учителя Результат работы: Что медведь на зиму запасает? Землянику, малину, орехи. Хороши запасы! Где же он их хранит? Всё лето медведь жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка! Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Вариант выполнения. В очень слабом классе работа организуется фронтально с параллельной записью на доске. В ходе выполнения чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале |
21 | 22. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |