Урок 31. Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Хохломская роспись. Роспись Северной Двины и Мезени
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться писать хохломскую «травную» роспись.
Задачи урока
- Познакомиться с различными промыслами росписи по дереву;
- Познакомиться с историей развития хохломского промысла и основными типами письма (верховое и фоновое);
- Научиться писать хохломскую роспись;
- Выполнить эскиз разделочной доски;
- Познакомиться с росписями Северной Двины и Мезени (пермогорская, ракульская, борецкая, мезенская) и их выразительными средствами.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов народного искусства. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Подведение под понятия «промыслы России (Хохлома, Северная Двина и Мезень)», «виды орнамента», «растительный орнамент хохломской росписи», «стилизация образов природы», «декоративная композиция», «средства выразительности декоративной композиции (цвет, колорит, линия, ритм и др.)». Декоративная деятельность. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Декоративно-прикладное искусство, промыслы России (Хохлома, Северная Двина и Мезень), виды орнамента, растительный орнамент хохломской росписи, стилизация образов природы, декоративная композиция, средства выразительности декоративной композиции (цвет, колорит, линия, ритм и др.).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассуждают над высказыванием отечественного учёного Д. С. Лихачёва. Рассматривают произведения народных промыслов. Размышляют, с помощью каких выразительных средств народные умельцы передали радостное настроение: колорит, форма, композиция. Аргументируют ответ. Задание является вхождением в тему урока, направлено на актуализацию знаний о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся соотносят изображения предметов народного творчества с промыслами (Гжель, Филимоновский, Городецкий) и называют виды декоративно-прикладного искусства (роспись по дереву, керамика, изготовление игрушек). Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний о народных промыслах и развитие умений определять виды декоративно-прикладного искусства. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства. Размышляют, в чём их сходство (изделия, выполненные из дерева). Учитель просит назвать основные способы украшения деревянных предметов народного быта (резьба и роспись по дереву). Задание направлено на развитие умений анализа произведений народного искусства. |
4 | 4. Целеполагание | Учитель предлагает обучающимся по заданным признаком выбрать из представленных вариантов орнамент, выполненный в стиле хохломской росписи; назвать основные выразительные средства других орнаментов, отличающие их от хохломской росписи. Задание направлено на формирование умений выделять отличительные черты народных росписей. Задание акцентирует внимание на особенностях росписей народных промыслов. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с традиционными типами хохломского письма – верховым и фоновым. Задание способствует формированию знаний о типах письма хохломской росписи. |
6 | 5.2 Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с типами росписей «под листок», «травная», «кудрина». Обучающиеся учатся выявлять данные типы на предметах хохломского промысла. Задание направлено на углубление знаний о типах письма хохломской росписи |
7 | 6. Закрепление новых знаний | Обучающиеся рассматривают реальные и стилизованные изображения ягод. Учитель просит сформулировать основные особенности стилизации образов природы в хохломской росписи. Задание способствует формированию знаний о стилизации природных образов в декоративной композиции на примере хохломской росписи. |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель знакомит обучающихся с этапами выполнения хохломской росписи (верхового и фонового письма). Ученики создают эскиз росписи разделочной доски. Задание направлено на формирование умений работы в стиле хохломской росписи. |
9 | 8. Итог урока | Учитель просит обучающихся подумать и предположить, какие орнаменты могут преобладать в росписях Русского Севера. Обучающиеся выполняют сравнительный анализ примеров произведений искусства пермогорской, ракульской, борецкой и мезенской росписей. Выделяют отличительные и общие черты. Задания формируют знания о народных промыслах России. Способствуют формированию умений различать средства художественной выразительности, росписи и стили декоративно-прикладного искусства. |