Урок 30. Знакомство с буквой А (а)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слов «Анюта»,
- «луна».
- Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова.
Виды деятельности
-
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Изучение нового материала | Звуковой анализ слова Анюта. Знакомство с буквой А (а). Учитель. Рассмотрите картинку. К нам пришла девочка Анюта. Давайте составим модель слова «Анюта». Кто помнит, как мы это делаем? Какой будет первый шаг? (Ответы детей.) Давайте произнесём слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова. Давайте выделим первый звук. Назовите его и объясните, каким цветом нужно его обозначить. (Дети отвечают.) Аналогичная работа проводится со всеми звуками слова. Учитель. Произнесите слово. Сколько в слове Анюта звуков [а] и какие они по счёту? (Дети отвечают.) А какие согласные стоят перед гласным звуком [а]? Что вы заметили? Сегодня мы узнаем ещё одну тайну русского языка. Нам предстоит запомнить правило: если звук [а] стоит после твёрдого согласного звука, он обозначается буквой а. Посмотрите на буквы, буква «а» строчная и буква «А» большая — заглавная. Буква А пишется только в начале слов, которые обозначают имена людей (Алик, Алёша, Аня), фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек и в начале предложения. А теперь заменим красные фишки буквами. Ведь мы уже знаем эти буквы. Поставьте вместо первой красной фишки заглавную букву «А». Поставьте строчную букву «а» в самую последнюю клеточку. |
2 | 1.2. Изучение нового материала | Звуковой анализ слова «Луна». Учитель. А теперь давайте попробуем провести звуковой анализ слова «Луна». |
3 | 2. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Поиск слов со звуком [а] в начале, в середине и в конце слова. Учитель. Рассмотрите картинки. Найдите место звука [а] в каждом слове. Проведите линию от картинки к схеме слова. Почему от карты мы провели две линии? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение. Запомните и назовите слова в которых есть звук [а]. Где она находится? Букву «А» за первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля — Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква «А»? — Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще аквалангистом! А какие вы слова Знаете с буквой «А»? Назовите слова и определите место буквы в этих словах. (Ответы детей.) |
4 | 3. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | А сейчас мы будем учиться разгадывать кроссворд. Рассмотрите картинку. Какие слова здесь спрятаны. Попробуем разгадать. Начнем со слова «арфа». Давайте найдем место слова «арфа» в этом кроссворде. Произнесите слово «арфа» и скажите, сколько в слове звуков [а] и где они находятся? Найдите строчку, где может стоять слово «арфа». А теперь давайте поработаем с остальными словами. (Дети выполняют задание.) |
5 | 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Назовите рисунки. Произнесите каждое слово и определите, где находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова. Соедините рисунки с нужными схемами. |
6 | 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите картинки. Определите, какой схеме соответствует название каждой картинки. |