Урок 30. Сложение двузначных чисел (общий случай)
Познакомить учащихся с письменным приёмом поразрядного сложения натуральных чисел в пределах 100 (с переходом через разряд) и научить их использовать этот приём в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, решать текстовые задачи, работать с информацией; закреплять знания последовательности двузначных чисел в натуральном ряду, соотношений между единицами длины. Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи, логических рассуждений. Развивать у учащихся геометрические представления
Выполнять письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Определять арифметические действия для решения задачи. Представлять собранные данные в виде таблицы. Выбирать из таблицы нужные данные для ответа на поставленный вопрос. Выстраивать ряд чисел в порядке возрастания и убывания (в пределах 100). Представлять длину в разных единицах измерения. Выполнять исследование задачи (в частности, определять недостаток данных для её решения). Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач. Распознавать на чертеже многоугольники заданного вида
-
Алгоритм сложения столбиком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно значимом уровне у учащихся внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Очень важно выработать у учащихся умение воспринимать подобные записи. Например, как запись числа 6, являющегося суммой 5 и 1. Во-первых, это предупредит весьма распространённую ошибку, допускаемую детьми: в тех случаях, когда при сложении единиц в результате получается число, большее 10, они, сложив десятки, забывают прибавлять к ним ещё 1 десяток. Во-вторых, представляется возможность сократить число шагов алгоритма сложения, что тоже немало важно для выработки скорости вычислений. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Один из учащихся рассказывает, что и как выполняют Волк и Заяц, а остальные дети работают параллельно, используя наборы оранжевых и белых полосок.Рассмотреть анимацию и вывести алгоритм записи сложения столбиком. |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 5 учебника. Решить задачу. Записать решение и ответ. |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 16 учебника. На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 20 учебника. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |