Урок 30. Философская лирика М. Ю. Лермонтова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Рассмотреть особенности философской лирики М. Ю. Лермонтова
Задачи урока
- Анализ и обсуждение стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Из Гёте».
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Философская лирика, лирический герой, интонация, олицетворение, метафора, эпитет, антитеза, звукопись
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока, проверка домашнего задания | Обсуждение проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся готовили дома. Примерные ответы: 1. Слова В. Г. Белинского сказаны о стихотворении «И скучно, и грустно». (Продолжение цитаты: «Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это – похоронная песня всей жизни! Кому не знакомо по опыту состояние духа, выраженное в ней, в чьей натуре не скрывается возможность ее страшных диссонансов, – те, конечно, увидят в ней не больше, как маленькую пьеску грустного содержания, и будут правы; но тот, кто не раз слышал внутри себя ее могильный напев, а в ней увидел только художественное выражение давно знакомого ему ужасного чувства, тот припишет ей слишком глубокое значение, слишком высокую цену, даст ей почетное место между величайшими созданиями поэзии…») Учащиеся могут отметить, что на них стихотворение производит тяжёлое, гнетущее впечатление, что они чувствуют отчаяние лирического героя, его разочарованность во всех проявлениях жизни. Некоторые могут заметить, что согласны с лирическим героем и узнают то чувство, которое им движет. 2. В стихотворении «Дума» лирический герой выносит приговор всему своему поколению. Он перечисляет и анализирует пороки общества, и местоимение «мы» подчёркивает, что себя он из этого общества не исключает. Горькая злоба в интонации говорит о том, что, по мнению лирического героя, в своих несчастьях люди его поколения виноваты сами. Стихотворение «И скучно, и грустно» в большей степени относится к личным переживаниям одного человека, к его разочарованию в жизни. И в то же время описываемые в нём чувства более вечны и универсальны: их так или иначе может испытывать не только человек начала-середины XIX века, но и человек любой эпохи. И в этой грусти и скуке сам лирический герой не виноват, это его трагедия, его беда, а не вина. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя о философской лирике в творчестве М. Ю. Лермонтова (см. учебник 1 ч. С. 263–264). В соответствующих местах подкрепляется материалами объекта 30_2.docx. Прослушивание и выразительное чтение стихотворений, представленных в учебнике. |
3 | 3. Этап первичного закрепления нового материала | Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» с опорой на вопросы рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» и выполнение интерактивных заданий. (30_3.docx) – Какие живописные картины рисует нам поэт в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»? Какое настроение они у вас создают? Почему? – С помощью каких цветовых эпитетов рисуются картины природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»? (30_3_1.docx) Объясните подбор эпитетов. – Объясните, как вы понимаете идею этого произведения. О какой тревоге, по-вашему, говорит поэт? – 30_3_2.docx (Сколько предложений?) Всё стихотворение представляет собой сложное предложение, в котором перечислены условия «смирения тревоги». Как бы вы объяснили одной фразой — что необходимо лирическому герою для обретения гармонии? |
4 | 4. Этап первичного закрепления нового материала | Анализ стихотворения «Молитва» с опорой на вопросы рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» и выполнение интерактивных заданий. – От каких пороков, упоминаемых в «Думе», молитва избавляет лирического героя? Почему поэт употребляет глаголы «плачется» и «верится» именно так — в безличной форме? |
5 | 5. Этап первичного закрепления нового материала | Анализ стихотворения «Из Гёте» с опорой на вопросы рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» и выполнение интерактивных заданий. – 30_5.docx. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ покоя в стихотворении «Из Гёте»? О каком покое, по-вашему, идёт речь? |
6 | 6. Обобщение и вывод | Учащиеся отвечают на общие вопросы о проанализированных стихотворениях М. Ю. Лермонтова и делают вывод. – 30_6_1.docx. (размер) 1. – Чем эти стихотворения отличаются от прочитанных вами ранее? С какой интонацией, по-вашему, их следует читать? Почему? – По словам литературоведов, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» используется приём олицетворения. Так, первый образ «волнуется нива» может быть понят как волнение поля под ветром. Однако чем дальше, тем больше природа одухотворяется. Покажите, как развивается в стихотворении олицетворение и как этот приём помогает раскрыть его смысл. –b084431, b084432 Стихотворение «Молитва» положено на музыку и стало романсом. Как вы думаете, какие его характеристики этому способствовали? Вывод: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Из Гёте» отличаются светлой интонацией покоя, гармонии с миром, примирения с собой и своей судьбой |
7 | 7. Информация о домашнем задании | Прочитать стихотворения М. Ю. Лермонтова, посвящённые теме Родины и выучить наизусть любое из стихотворений поэта, пройденных в 8 классе. |