Урок 3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Овладеть инструментами ориентировки на звездном небе.
Задачи урока
- Определить и использовать понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать карту звездного неба для поиска созвездий и звезд на небе; научиться определять экваториальные координаты астрономических объектов с использованием звездной карты.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выполнять логические операции — анализ, сравнение, обобщение; организовывать самостоятельную познавательную деятельность; применять полученные знания в новых условиях; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Созвездие, видимая звездная величина, светимость, освещенность, карта звездного неба, экваториальная система координат, склонение, прямое восхождение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы учитель обращает внимание на соответствие технических возможностей обсерватории исследовательским целям, ограниченность информации, которую можно получить для обработки. |
2 | 2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе обсуждения вопросов конкретизируются особенности модели небесной сферы, подчеркивается учет атмосферных особенностей при использовании наблюдательных инструментов. Желающим предоставляется возможность представить вариант выполнения Задания 2 по характеристике современных астрономических систем активной оптики. |
3 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Анализируется с использованием слайд-шоу вид звездного неба, учащиеся подводятся к выводу о том, что наблюдаемая картина различна для каждого региона, звезды отличаются по яркости. Формулируются тема урока и его проблемные вопросы-задачи. |
4 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | Самостоятельно работая с материалом учебника, учащиеся заполняют таблицу, учитель сопровождает деятельность групп. После завершения работы учитель организует обсуждение результатов. |
5 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Самостоятельно работая с материалом учебника, учащиеся заполняют таблицу, учитель сопровождает деятельность групп. Каждому учащемуся должна быть предоставлена карта звездного неба. После завершения работы учитель организует обсуждение результатов. |
6 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | Внимание учащихся обращается на изображение границ созвездий, способ изображения звезд, обладающих различной светимостью. Анализируется обозначение звезд. Используется Приложение III учебника для знакомства с некоторыми собственными именами звезд. Учитель предлагает представить доклады «История названий созвездий»; «Легенды и мифы о возникновении созвездий». |
7 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | Подчеркивается непрерывность вращения светил вокруг воображаемого полюса мира вследствие вращения Земли вокруг своей оси. |
8 | 4.5. Открытие нового знания учащимися | Используя рисунок, учащиеся знакомятся с основными элементами системы экваториальных координат. |
9 | 4.6. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся анализируют под руководством учителя измерение прямого восхождения в часах, соотношение часовой, градусной и радианной мер углов. |
10 | 5.1. Включение нового знания в систему | В ходе обсуждения заданий можно предложить учащимся самостоятельно выбрать объект на карте для определения его положения. |
11 | 5.2. Включение нового знания в систему | В процессе выполнения заданий необходимо организовать фронтальное обсуждение. |
12 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на практическую значимость введения системы экваториальных координат. |
13 | 7. Домашнее задание |