Урок 3. Виды графического искусства
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить виды графического искусства.
Задачи урока
- Актуализировать знания об известных художниках-графиках.
- Познакомиться с видами графики (гравюра: ксилография, линогравюра, офорт).
- Научиться выполнять графическую композицию в технике гратографии (граттаж).
- Познакомиться с историей создания музеев.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия. Классификация видов графического искусства, видов гравюры, изобразительных средств графики. Работа с текстом учебника. Изобразительная (графическая) деятельность на основе понятия «гратография». Работа в сети Интернет.
Ключевые понятия
-
Виды графического искусства, виды гравюры, выразительные средства гравюры.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается рассмотреть примеры графического искусства и назвать основные выразительные средства графики, которые художники применили в данных произведениях. Задание помогает закрепить знания о графике как виде пластических искусств и актуализирует знания о выразительных средствах графики |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает ученикам рассмотреть изображения на экране и соединить их с ответами. Ответить на вопрос: «Какое, по вашему мнению, они имеют отношение графическому искусству?» Аргументировать свой ответ. Учитель помогает сделать вывод: все изображения относятся к видам графики – станковой и прикладной. Задание помогает акцентировать внимание обучающихся на видах печатной графики |
3 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Учитель предлагает ученикам ознакомиться с определением гравюры. Гравюра (от фр. graver – вырезать) – это вид графического искусства, при котором со специально обработанных досок получают оттиски. Учащимся предлагается выбрать верное утверждение и определить основную особенность гравюры. Задание способствует формированию опыта работы с учебником, развитию памяти и логического мышления |
4 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Учитель предлагает ученикам ознакомиться с определением гравюры. Гравюра (от фр. graver –вырезать) – это вид графического искусства, при котором со специально обработанных досок получают оттиски. Учащимся предлагается выбрать верное утверждение и определить основную особенность гравюры. Задание способствует формированию опыта работы с учебником, развитию памяти и логического мышления |
5 | 4. Целеполагание | Обучающимся предлагается рассмотреть несколько примеров прикладной графики (обложка книги, открытка, марка). Анализируя виды станковой и прикладной графики, попробовать предположить причину возникновения и значимость гравюры (учитель акцентирует внимание на её особенности – тиражность). Данное задание помогает подвести к вопросу о видах и техниках гравюры, а также в ходе выполнения работы осуществляется осмысление взаимосвязи искусства и жизни человека |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель демонстрирует таблицу «Виды гравюры». |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Обучающимся предлагается ознакомиться в учебнике (с. 8–10) с определениями видов гравюры, рассмотреть примеры в иллюстрациях на страницах параграфа. Учитель предлагает на экране подставить виды гравюры к их характеристикам, основываясь на прочитанном материале. Задания дают возможность освоить виды гравюры и познакомиться с их особенностями и отличительными чертами |
8 | 6. Первичное закрепление | Сравните между собой линогравюры и офорты. Сформулируйте, чем они отличаются друг от друга визуально, в том числе по использованию изобразительных средств, лаконичности и детализированности, декоративности и реалистичности. Данный вид работы способствует закреплению знаний о видах гравюры, помогает развитию аналитического аппарата, формирует способность высказывать своё мнение, делать выводы, аргументировать |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | После выполнения задания учащимся предлагается выполнить творческое задание. Обучающиеся следуют этапам, представленным рисунками и описанным в тексте учебника |
10 | 8.1. Итог урока | Обучающимся необходимо рассмотреть живописную и графическую (повторение сюжета живописной) работы И. И. Шишкина «Сосновый бор» и «Паутина в лесу». Сравнить оба произведения. Определить, какие средства художественной выразительности использованы в живописной работе, а какие — в графике. Какое произведение более выразительно? |
11 | 8.2. Итог урока | Учащимся предлагается сравнить живописную и графическую работы И. И. Шишкина «На севере диком» (масло и карандаш); «Мать-и-мачеха» (живописное полотно и офорт); «Полдень в окрестности Москвы» (масло) и «Облака над рощей» (офорт). Данное задание может быть дано на дом. Задания данного типа направлены на закрепление знаний о средствах художественной выразительности графики и живописи. |
12 | 8.3. Итог урока | Ориентируясь на содержание прочитанного материала, обучающиеся выполняют задание. Данное задание может быть выполнено дома |