Урок 3. «Теория трёх штилей» М. В. Ломоносова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучение «теории трёх штилей» М. В. Ломоносова
Задачи урока
- Осветить достижения М. В. Ломоносова как филолога, рассмотреть его труды по теории русского стихосложения, сделать выводы об иерархии жанров литературы XVIII века
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, чтение стихотворений наизусть, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
ода, «теория трёх штилей», высокий, средний и низкий стили, жанр, славянизмы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап, проверка домашнего задания | Учащиеся читают наизусть фрагменты произведения М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия…» Можно дать чтецам индивидуальные задания: – Прочитайте свой фрагмент так, как его прочитал бы придворный стихотворец, почитающий монархиню. – Прочитайте свой фрагмент так, чтобы устаревшие слова не казались непонятными, чтобы для слушателей стихотворение звучало, как современное. (Обсудите, получилось ли у чтецов выполнить это задание. Если нет, то почему?) |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя о «теории трёх штилей» М. В. Ломоносова (см. учебник 1 ч. С. 22–25). В качестве наглядного материала используется объект. |
3 | 3.1 Этап закрепления изученного материала | Фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий. |
4 | 3.2 Этап закрепления изученного материала | – По каким критериям М. В. Ломоносов различал три стиля? |
5 | 3.3 Этап закрепления изученного материала | – Существовала ли иерархия жанров до М. В. Ломоносова? Какие новшества ввел в неё Ломоносов? |
6 | 3.4 Этап закрепления изученного материала | – Каким образом язык художественных произведений зависит от их жанра? |
7 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова». 2. Прочитать комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». |