Урок 3. Стихотворения о Лицее: «Разлука»; «Товарищам»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с ранними стихотворениями А. С. Пушкина, написанными сразу после окончания Лицея
Задачи урока
- Повторить основные понятия, необходимые для анализа лирического стихотворения. Читать и анализировать стихотворения А. С. Пушкина «Разлука» и «Товарищам». Развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному, делать выводы о художественных принципах поэта на основании анализа поэтического текста
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, метафора, эпитет, ирония, мифонимы, элегия, ода
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Несколько учащихся зачитывают свои работы, остальные семиклассники комментируют их, дополняют, задают вопросы. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала. | Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Разлука», после этого – выразительное чтение стихотворения учащимся. Вопрос учителя: кому посвящено стихотворение? Можем ли мы определить это, опираясь только на текст? – Какое прозвище было у этого друга Пушкина в Лицее? – Какие автобиографические детали мы находим в этом стихотворении? – Как вы думаете, почему в стихотворении «Разлука» так много восклицаний? – На какие композиционные части можно разделить стихотворение «Разлука»? Сформулируйте тему каждого фрагмента. Выразительное чтение стихотворения «Товарищам». Обсуждением стихотворений по вопросам: – Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения? – Произведения посвящены одной теме — насколько они похожи по своему настроению? – С какой интонацией следует читать эти стихотворные строки? – Вспомните, кого мы называем лирическим героем произведения. Каким вы себе представляете лирического героя стихотворения «Разлука»? Сравните его с лирическим героем стихотворения «Товарищам». Что общего между ними? В чём различие? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Вопрос учителя: кому посвящено стихотворение? Можем ли мы определить это, опираясь только на текст? – Какое прозвище было у этого друга Пушкина в Лицее? – Какие автобиографические детали мы находим в этом стихотворении? – Как вы думаете, почему в стихотворении «Разлука» так много восклицаний? – На какие композиционные части можно разделить стихотворение «Разлука»? Сформулируйте тему каждого фрагмента |
4 | 4. Задание на повторение ранее изученного материала | Проверяется знание определений художественных приемов, и следом за этим вводятся определения новых для учащихся понятий, таких как мифоним, традиционная поэтическая формула, ода, элегия. Учащиеся пытаются сами подобрать для них определения, учитель направляет их рассуждения. |
5 | 5. Этап закрепления и первичной проверки | Работа с текстами стихотворений. Учащиеся тренируются находить художественные приемы в текстах изучаемых произведений. Учащиеся вызываются по желанию или по выбору учителя для выполнения заданий тренажера. По ходу выполнения упражнений, учитель задает вопросы о роли того или иного приема, просит учеников сравнить два стихотворения, основываясь на данных анализа. |
6 | 6. Информация о домашнем задании. | Познакомиться с иллюстрациями галереи изображений. Прочитать в учебнике материалы о ссылке поэта в Михайловское (рубрика «Возьмите на заметку!», ч. 1, с. 25). Подготовить пересказ. |