Урок 3. Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Активизировать в памяти учащихся этикетные слова (приветствие, прощание, извинение); анализировать ситуации речевого общения, в которых используются этикетные слова; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, знаки препинания в конце предложения, восклицательный знак, восклицательное предложение, речевой этикет, словарные слова, порядок действий при списывании, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Уроки 3—6 объединены общей темой «Добрые слова» (этикетные слова приветствия, прощания, извинения, благодарности). Важно, чтобы в ходе каждого урока — при выполнении какого-то из заданий, обсуждении проблемного вопроса или в конце урока — учитель формулировал установку на необходимость использования этикетных слов: «Добрые слова помогают соблюдать правила общения (приветствие, благодарность, извинение). Вежливый человек всегда использует в своей речи добрые (вежливые) слова» |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняются фронтально упражнения 1 и 2 (речь) в учебнике — наблюдение за использованием в речи этикетных слов, их эмоциональной окраской. Текст стихотворений из обоих упражнений читает учитель. Вопрос к тексту упражнения 1 может прочитать хорошо читающий ученик. Рекомендуется организовать обсуждение, обратив внимание учащихся на противопоставление, которое использует поэт: «серый, непогожий» день — и «доброе слово», от которого настроение становится лучше. В ходе обсуждения ученики самостоятельно или с помощью учителя должны прийти к выводу: использование «добрых» слов в речи помогает людям общаться, эти слова нужно регулярно использовать в речи. |
3 | 3. Актуализация знаний | Учитель читает текст стихотворения из упражнения 2 (речь) в учебнике, которое является логическим продолжением предшествующего обсуждения и активизирует в памяти учащихся другие этикетные («добрые») слова. Возможно, что в некоторых классах ученики буквально поймут словосочетание «добрые слова» и приведут в качестве примера только сочетание «доброй ночи» или слово «доброта». В этом случае необходимо снова вернуться к ситуации, описанной в упражнении 1, и предложить ученику подумать: может ли измениться настроение, если собеседник извинился за что-то («прости, пожалуйста», «извини меня»), попросил вежливо («будь добр»), поблагодарил («большое спасибо», «как я тебе признателен») и т. п. Затем следует обсудить с учениками, как они понимают сочетание «добрые слова». В случае затруднения снова нужно вернуться у тексту упражнения 1, отметив, что простое приветствие — «добрый день» — сделало «добрым» настроение мальчика, значит, и другие «добрые слова» — слова приветствия, прощания, извинения, благодарности — делают настроение собеседников лучше. Несмотря на условность такого объяснения, ученикам 1 класса важно понять, прочувствовать социальную (взаимодействие с другими людьми) и эмоциональную функцию этикетных слов, необходимость их использования в собственной речи |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово доро́га. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 3 (речь) в учебнике — наблюдение за использованием этикетных слов приветствия в различных ситуациях общения: со знакомыми и незнакомыми, ровесниками и людьми старшего возраста. Нормативный аспект использования этикетных слов приветствия обсуждается при ответе на вопрос: «Какие приветствия лучше не употреблять?» Важно, чтобы ученики самостоятельно или с помощью учителя пришли к выводу, что слово «Здрасьте!» не рекомендуется употреблять ни при каких условиях, а при выборе остальных слов приветствия надо учитывать возраст собеседника и степень знакомства: например, с незнакомым ровесником невежливо здороваться, используя слова «Салют!» и «Здоро́во!». Если уровень подготовленности и темп работы учащихся позволяют, рекомендуется при работе с данным упражнением использовать ситуативный метод, например: «Ребята, представьте, что вам позвонили в дверь, вы открываете, а на пороге стоит незнакомый мальчик или девочка вашего возраста. Какие слова приветствия вы произнесёте? А если приехала бабушка? Если вы встретили на улице мамину сотрудницу?» и. т. п. |
6 | 6. Первичное закрепление изученного материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения выбирать слова приветствия, соответствующие ситуации. В процессе фронтальной работы карандашом проводится линия от слов к нужным строчкам. Важно, чтобы учащиеся заметили, что во втором диалоге возможен любой порядок использования слов салют и привет. Для пропедевтики ошибок учитель предлагает учащимся перед самостоятельной записью слов прочитать орфографически слова здравствуйте и здравствуй, подчеркнуть в каждом оба стечения согласных и над стечениями поставить цифры, обозначающие количество согласных в группе |
7 | 7. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике знакомит с восклицательным знаком. Рубрику читает учитель |
8 | 8. Этап усвоения новых знаний | При необходимости учитель возвращается к текстам стихотворений из упражнений 1 и 2 (речь) в учебнике и выразительно читает восклицательные предложения. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно предложить самостоятельно найти и выразительно прочитать предложения с восклицательным знаком из упражнений 1 и 2 |
9 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполнение упражнения 5 в рабочей тетради — отработка осознанности чтения и умения выбирать правильный знак препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно (учащиеся ставят знаки карандашом). Затем обсуждаются результаты работы и, если необходимо, исправляются ошибки. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала. Учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения; знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией |
10 | 10. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — отработка порядка действия при списывании с опорой на алгоритм из урока 1. Перед списыванием учитель организует обсуждение смысла пословицы. Если ученики испытывают затруднение, необходимо представить им несколько ситуаций с использованием и без использования «добрых» слов, например в очереди за билетами на электричку: «Пропустите меня вперёд. Я опаздываю» и «Извините, пожалуйста, будьте добры, пропустите меня вперёд: я опаздываю на электричку». Такая работа послужит пропедевтикой следующего урока. Однако как при анализе данной ситуации, так и при обсуждении подобных ситуаций на следующих уроках важно обратить внимание учеников на то, что использование «добрых» слов — это всегда выбор самого́ человека: он хочет быть вежливым и стремится к тому, чтобы людям было приятно с ним общаться Непосредственно перед началом работы над упражнением необходимо предложить учащимся вспомнить и проговорить порядок действий при списывании |
11 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — работа по совершенствованию графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Выполнение упражнения способствует дифференциации сходных по начертанию букв. Для эффективного проведения необходимо подробно разобрать, чем различаются между собой буквы л — м; Л — М. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в количестве элементов. Возможные варианты работы на следующих дух строчках. 1. На третьей строке потренироваться в написании буквосочетаний, обращаяособое внимание на качество соединения: ил, им, сл, см, ол, ом, бл, бм. На четвёртой строчке прописать слова, начинающиеся с заглавных букв А — Л — М. Проанализировать качество выполнения работы на первой и второй строчках. На третьей и четвёртой строчках выполнить работу повторно, стараясь исправить недочёты |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — сопоставление звукового состава и буквенной записи слова; поиск слова, которому соответствует заданная модель. Начинается выполнение упражнения с того, что учитель просит учащихся прочитать модель, т. е. рассказать о слове всё, что видно по модели. Примерный ответ может быть таким: «В этом слове шесть звуков, первый звук — твёрдый глухой согласный, второй звук — мягкий звонкий согласный, третий звук — безударный главный, четвёртый звук — мягкий звонкий согласный, пятый звук — ударный главный, шестой звук — твёрдый глухой согласный». Целесообразно спросить, с чего можно начать поиск. Возможный вариант — поставить в словах ударение и исключить из списка слова с ударением на первом гласном звуке (в этом списке такое слово одно — клевер). Следующим шагом может быть проверка первого звука в словах на соответствие характеристикам, отражённым в модели, потом второго (будет исключено слово салют), потом четвёртого (только в слове привет звук удовлетворяет заданным характеристикам), после этого нужно обязательно проверить соответствие последнего звука слова привет заданным характеристикам. Далее заданное слово записывается на свободной строчке под моделью |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |