Урок 3. Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Былина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания; усвоение и актуализация литературоведческих терминов: былина, сказка, предание, легенда.
Задачи урока
- 1. Выразительно читать фрагмент былины.
- 2. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
- 3. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
- 4. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (человека, природы, времени года, животного, события, предмета).
- 5. Выявлять особенности героического эпоса других народов.
- 6. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
- 7. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование
Ключевые понятия
-
эпос, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Вводная часть урока | Учитель рассказывает классу о былине. Демонстрирует слайд-шоу. |
2 | 1.2. Вводная часть урока | Учитель рассказывает классу о былине. Демонстрирует слайд-шоу. |
3 | 2.1. Проверка домашнего задания | Учащиеся представляют групповой или индивидуальный проект о легендарных местах родного края (две группы или четыре отдельных человека). В рабочей тетради учащиеся самостоятельно составляют план прочитанной дома статьи о былинах (учебник, ч. 1, с. 10–11) и отвечают последовательно на вопросы рубрики, руководствуясь этим планом. После беседы школьники размышляют над проблемным вопросом «Почему былины относят к героическому эпосу?» и записывают в тетрадь определение былины. Выполняют тестовые задания. |
4 | 2.2. Проверка домашнего задания | Выполняют тестовые задания. |
5 | 2.3. Проверка домашнего задания | Выполняют тестовые задания. |
6 | 3.1. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. Переходит к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина об Илье Муромце относится исследователями к так называемым сказочным былинам, поэтому на её примере удобно рассматривать как сходные, так и различные жанровые черты былин и сказок. Такие эпизоды, как чудесное исцеление и необычная сила героя, выбор пути, сражение с врагом, напомнят школьникам о сказке. Некоторые аспекты: былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Задача учителя при изучении былин — не только показать своеобразие этого жанра, но и сопоставить его со сказкой и песней, создавая целостное представление об устном народном творчестве. |
7 | 3.2. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. |
8 | 3.3. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. |
9 | 4. Выразительное чтение былины. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Чтение текста на уроке необходимо, когда ставится цель вызвать непосредственный эмоциональный отклик на то или другое произведение небольшого объёма. Поскольку чтение былины представляет определённую трудность для учащихся из-за непривычной рифмы, напевного, музыкального ритма, особого троекратного ударения в стихотворной строке, учитель должен сам прочитать былину в классе, продемонстрировав образцовое чтение. Кроме того, в процессе выявления непосредственного восприятия былины учащимися можно сразу пояснить не только эпизоды, которые оказались трудны для понимания, но и значение устаревших слов, сложных для шестиклассников. Чтение можно предварить рассказом об исполнении былин известным сказителем Никифором Прохоровым по прозвищу Утка. «Утка откашлянулся — все тотчас замолкли. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвёл взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, ещё раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло всё лукавое, детское, наивное. Что-то вдохновенное выступило в нём: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щёк; изредка нервно подёргивалась шея. Он жил со своими любимцами богатырями; жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьём-разбойником. Иногда он прерывал самого себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них; по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они». (По книге В. Харузиной «На Севере. Путевые воспоминания») |
10 | 5.1. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы: 1. Понравилась ли вам былина? Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? 2. Каково ваше отношение к героям былины? Ученики, как правило, отмечают эпизод сражения Ильи под Черниговом, бой с Соловьём-разбойником и появление богатыря в Киеве. Это наиболее напряжённые эпизоды былины. Сила, смелость и благородство Ильи Муромца, отказавшегося от воеводства в Чернигове, вызывает у школьников восхищение, а злоба и коварство Соловья-разбойника — справедливое осуждение. Неоднозначен образ князя Владимира. Несмотря на то что Илья обращается к нему с уважением, Владимир груб с богатырём, самонадеян и труслив. У шестиклассников он симпатии не вызывает. Они говорят о том, что князь подозревает Илью в обмане, но потом ему приходится просить богатыря о помощи. |
11 | 5.2. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
12 | 5.3. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
13 | 5.4. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
14 | 5.5. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы. |
15 | 6. Информация о домашнем задании | Учитель показывает ученикам слайд-шоу о Соловье-разбойнике. Домашнее задание: Прочитать материал рубрики «Литературная мастерская», выполнить предложенные задания (учебник, ч. 1, с. 22–23). Двоим-троим ученикам можно предложить индивидуальное творческое задание: сравнить варианты былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, рассказать, какой из вариантов понравился больше и почему. |