Урок 29. Творчество А. К. Толстого и А. Н. Майкова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с особенностями лирики А. К. Толстого и А. Н. Майкова
Задачи урока
- Познакомиться с творчеством представителей «чистого искусства» – поэтов А. К. Толстого и А. Н. Майкова, читать и анализировать их стихотворения, рассмотреть особенности стиля, звуковую организацию стиха
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
«чистое искусство», пейзажная лирика, звукопись, ассонанс, аллитерация, эпитет, метафора, сравнение, стихотворный размер, параллелизм, народная песня, антитеза
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся читают наизусть стихотворения А. К. Толстого и А. Н. Майкова. Объясняют, почему они выбрали именно эти стихотворения. |
2 | 2. Этап повторения пройденного | Учащиеся слушают аудиозаписи романсов на стихи А. К. Толстого. Выполняют задание 2 (Как вы думаете, какие из прочитанных вами стихотворений были положены на музыку?) |
3 | 3. Этап усвоения и закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с текстами стихотворений А. К. Толстого. Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Определите стихотворные размеры. Задание 1 – Какие песенные образы можно найти в стихотворении «Острою секирой ранена берёза»? Какова роль образа берёзы? – На каком сопоставлении построено стихотворение «Острою секирой ранена берёза»? – Задание 2 (Найдите повторы и однокоренные слова. Подумайте, что с помощью них описывается?) – С помощью каких образов передается настроение лирического героя в стихотворении «Вот уж снег последний в поле тает…»? – Задание 3 – В чём сложность настроения лирического героя в стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»? – Задание 4 – Задание 5 |
4 | 4. Этап усвоения нового материала | Учащиеся знакомятся с высказыванием И. Анненского о лирике А. Н. Майкова и иллюстративным материалом. Высказывают свое отношение с услышанному. – Подтвердите или опровергните это мнение, обратившись к лирике Майкова. |
5 | 5. Этап усвоения и закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с текстами стихотворений А. Н. Майкова. Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Определите стихотворные размеры. Задание 1 – Как можно охарактеризовать лирического героя стихотворения «Осень»? Что, по вашему мнению, влечет его в осенний лес? – Почему лирического героя не печалит уходящая осень и умирающая природа? – Задание 2 – С помощью каких художественных приёмов создаётся образ осени в стихотворении «Осенние листья по ветру кружат…»? Задание 3 – Найдите в этом стихотворении лексические повторы и объясните, какую роль они играют. Задание 4 – Найдите в произведениях А. Н. Майкова антонимы. На каких антитезах, смысловых и композиционных строятся стихотворения этого поэта? Введение понятия контекстуальные антонимы (слова, являющиеся антонимами только в определённом контексте, например, в тексте лирического стихотворения). Задание 5 – Какая мысль объединяет стихотворения А. Н. Майкова, с которыми вы познакомились. В чём их оптимистичность? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1. Подготовиться к обобщающему уроку и проверочной работе по теме «Русская лирика середины XIX века». |