Урок 29. Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Рассмотреть, как воплощается тема судьбы поколения лирике М. Ю. Лермонтова
Задачи урока
- Анализ и обсуждение стихотворений «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно».
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, интонация, метафора, эпитет, антитеза, звукопись
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока, проверка домашнего задания | Несколько учащихся по желанию или по выбору учителя зачитывают выполненные дома творческие задания. Обсуждение в классе. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя о теме судьбы поколения в творчестве М. Ю. Лермонтова (см. учебник 1 ч. С. 256–258). В соответствующих местах подкрепляется материалами объекта 29_2.docx. Прослушивание и выразительное чтение стихотворений, представленных в учебнике. |
3 | 3. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Анализ стихотворений с опорой на вопросы рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» и выполнение интерактивных заданий. (29_3.docx) 1. – Определите тему стихотворения «Дума». Как вы считаете, почему оно так названо? – Какую интонацию задаёт первая строка? Меняется ли эта интонация позже? – В чём трагедия лермонтовского поколения? Какое наследство оно получило от «отцов»? – Какие пороки поколения перечисляет лирический герой? Почему он употребляет местоимение «мы»? – 29_3_1.docx. Какие сложные эпитеты используются поэтом для характеристики своего поколения в стихотворении «Дума»? В чём их особенность? – 29_3_2.docx. Объясните метафорический образ «тощего плода», появляющийся в стихотворении. Раскройте смысл метафоры «едва касались мы до чаши наслажденья». Какую традиционную поэтическую метафору переосмысляет поэт (вспомните лирику К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина)? Найдите другие подобные метафоры в стихотворении и объясните их смысл. Какая антитеза может, на ваш взгляд, служить разгадкой к портрету поколения? – Какой приговор выносит поэт своему поколению? Заслужен ли он, по-вашему? Чей суд и почему поэт считает самым взыскательным и суровым? – Проанализируйте композицию стихотворения. Как, на ваш взгляд, она помогает раскрыть основную мысль произведения? – Каким вам представляется лирический герой этого стихотворения? В чём заключается исповедальность «Думы»? 2. – Как изображается картина бала в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…»? Какие образы передают фальшь и бездушие света? – Какие чувства вызывает у лирического героя образ родного дома? Почему, на ваш взгляд, герой видит себя ребёнком? – 29_3_3.docx. Сравните метафору «железный стих» с образом кинжала. Какое развитие получает этот образ? – С помощью каких изобразительно-выразительных средств рисуется образ родного дома в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…»? 29_3_4.docx. – Как достигается зримость и «слышимость» этого образа (вспомните, что такое звукопись). 29_3_5.docx. – Какой идеал жизни поэт противопоставляет жизни «пёстрой толпы»? 3. – Как создаётся диалогичность стихотворения «И скучно и грустно»? С кем ведёт диалог лирический герой? В чём он пытается обрести смысл жизни? – Каким вам представляется лирический герой стихотворения «И скучно, и грустно»? Какие эпитеты наиболее точно характеризуют его? 29_3_6.docx. – Почему это стихотворение часто называют одним из самых пессимистичных и трагических стихотворений Лермонтова? – 29_3_7.docx. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Подготовить развёрнутые ответы на вопросы: 1. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд». Как вы думаете, о каком стихотворении писал В.Г. Белинский? Какое чувство вызывает оно у вас? (При необходимости воспользуйтесь интернет-поиском.) 2. Сопоставьте стихотворение «И скучно, и грустно» с «Думой». Чем схожи эти стихотворения? Можем ли мы сказать, что в стихотворении «И скучно, и грустно» говорится лишь об одном человеке? Обоснуйте свой ответ. |