Урок 29. Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать ситуации речевого общения — просьба и вежливый отказ; повторить правописание сочетаний чу — щу, ча — ща и правило переноса; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, работа в паре, перенос слов, сочетания чу — щу, ча — ща, загадки, порядок действий при списывании, постановка вопросов к словам, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2.1. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации просьбы, знакомство с правилами речевого поведения. Текст читает учитель. Сначала ученики предлагают собственные варианты просьбы, затем читают приведённые в упражнении примеры и выбирают наиболее подходящие предложения. Ученики должны объяснить, почему они не выбрали предложения Дай мне эту книгу и Ну-ка, дай книжку!, отметив невежливое и даже грубое обращение. Затем ученики рекомендуют одноклассникам книги, которые тем интересно будет прочитать. Можно оказать помощь, записав на доске некоторые опорные слова: … потому что … если …, то …, … тогда вы узнаете, что… когда я читал(а) эту книгу, мне (у меня)… |
3 | 2.2. Актуализация знаний | |
4 | 3. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации с использованием формулы вежливого отказа. Важно, чтобы предложения с формулами вежливого отказа произнесло как можно больше учащихся. Ученики могут испытать затруднение в самостоятельном формулировании причин отказа, а этом случае учитель предлагает варианты: но я уже дал эту книгу Мише; я уже вернул её в библиотеку; я её ещё не дочитал; сначала я дам её Кате, потому что она первая попросила, а потом тебе и т. п. |
5 | 4. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — повторение правописания сочетаний чу — щу, ча — ща. Выполняется аналогично упражнениям предыдущих уроков. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам, остальные работают фронтально с комментариями учителя и обязательной записью слов без пропусков на доске |
6 | 5.1. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение правила переноса слов. Выполняется аналогично упражнениям предыдущих уроков. Стихотворение читает учитель. Следует предусмотреть различные варианты переноса: пе-ренос (пере-нос), по-лучил (полу-чил) |
7 | 5.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | |
8 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся |
9 | 7. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной буквы о снизу, отработка некоторых соединений. Перед началом работы на третьей строчке целесообразно показать написание за одно движение буквы о и соединительного штриха, при этом не нужно предлагать учащимся уже на третьей строчке прописывать за одно движение и букву о, и соединительный штрих, и букву л. Это можно предложить (но ни в коем случае не требовать в обязательном порядке!) во время работы на четвёртой строчке, но при этом обязательно акцентировать внимание учащихся на точке начала буквы л. Если учитель чувствует, что практически никто в классе не готов к написанию за одно движение такой длинной линии с непростой траекторией, не нужно давать это задание, а предложить записать на четвёртой строчке буквосочетания, первыми элементами в которых являются буква о и соединительный штрих. Это могут быть сочетания букв оа, об, од, ом, оя, оп, он, ои, оу, ор и т. д. При написании этих буквосочетаний за одно движение предлагается прописать букву о вторым способом и соединительный штрих, далее оторвать ручку от бумаги и посте паузы прописать вторую букву |
11 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — орфографический тренинг написания гласных после шипящих. Выполняется письменно, самостоятельно после прочтения учителем рифмованных строк и коллективного подбора пропущенных слов (щука, чашка, шишки, туча, задача). После выполнения осуществляется проверка, в ходе которой учащиеся сообщают вписанное слово и буквосочетание, на написание которого нужно было обратить особое внимание. Можно предложить подчеркнуть сочетания букв а, и, у с шипящими. Вариант выполнения. В слабом классе можно организовать выполнение по-другому: перед началом письменного выполнения учитель просит учащихся напомнить правило написания гласных после шипящих. В сильном классе можно усложнить работу, предложив списать в тетрадь любое понравившееся двустишие |
12 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. В первый столбик должны быть записаны слова: смех, ель, ёж, этаж, эхо, тень, осень; во второй: бу-сы, ва-за, кро-лик, си-лач, ко-тя-та, яго-ды, шо-фёр, мо-ло-ко. В ходе проверки стоит предложить ответить на вопросы: «все ли слова, записанные в первую колонку, состоят из одного слова? Почему три слова из записанных нельзя переносить, хотя они состоят из двух слогов?» Во второй колонке в двух словах возможны два варианта переноса, записывать нужно оба. Возможна двоякая запись: ко-тя-та или ко-тята, котя-та; мо-ло-ко или мо-локо, моло-ко. Возможная ошибка. Вместо деления слова ягоды для переноса учащиеся могут разделить его на слоги (я-го-ды). В этом случае стоит напомнить задание и ещё раз обратить внимание на то, что деление для переноса не всегда совпадает с делением на слоги |
13 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения задавать вопрос к слову, находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально. Вначале надо обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в первый столбик слово он, а во второй — моей. В этом случае учителю следует сказать, что эти слова записывать не нужно. Можно сообщить, что о таких словах учащиеся узна́ют позже, открывая тайны родного языка на уроке 42. Учитель может предупредить возможную ошибку, правильно задав вопрос: «На чьей ладошке? — На моей. Значит, слово моей не выписывается» |
14 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — закрепление умения правильно выбирать вежливые слова, их запоминание. Начинается выполнение устно, в парах, потом идёт фронтальное обсуждение результатов работы, в ходе которого от слов-подсказок карандашом проводятся линии к нужным строчкам, затем выбранные лова записываются |
15 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Перед выполнением важно попросить учащихся вспомнить алгоритм списывания, проставить в словах ударение. Целесообразно дифференцировать объём выполнения упражнения, предложив учащимся, испытывающим трудности, не списывать последнее предложение. Возможную трудность может представлять списывание слов однажды, посыпались, разноцветные, земляничные, поэтому нужно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть «опасные» места |
16 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |