Урок 28. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Углубление знаний биографии М. Ю. Лермонтова. Рассмотрение темы судьбы поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
Задачи урока
- Повторить факты биографии М. Ю. Лермонтова, изученные в 7 классе, углубить знания о жизни и творчестве поэта. Рассмотреть влияние смерти А. С. Пушкина на поэзию и судьбу М. Ю. Лермонтова.
- Читать и анализировать стихотворения М. Ю. Лермонтова, посвященные теме поэта и поэзии.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
лирика, ода, романтический герой, аллегория, антитеза, метафора, перифраза, эпитет
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя о биографии М. Ю. Лермонтова (см. учебник 1 ч. С. 240–246). В соответствующих местах подкрепляется изображениями и цитатами объекта 28_1.docx. Выразительное чтение учащимися стихотворений, представленных в учебнике. |
2 | 2. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий. – Перечитайте стихотворение «Нет, я не Байрон: я другой…». Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М.Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему? Как вы думаете, какую роль играет образ океана? – Перечитайте воспоминания современников о М.Ю. Лермонтове. Как вы думаете, в чём причина столь разноречивых оценок его характера? Каким представляется вам поэт? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Прослушивание аудиозаписей стихотворения «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Выразительное чтение стихотворения учащимися. Лекция учителя об истории создания и художественных особенностях стихотворений. (См.: учебник, с. 248, объект 28_3.docx) |
4 | 4. Этап усвоения нового и закрепление пройденного материала | Анализ стихотворений с опорой на вопросы рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» и выполнение интерактивных заданий. (28_4.docx) – Какие чувства лирического героя выражены в стихотворении? Как и почему меняется его интонация? С каким чувством автор говорит о Поэте, с каким — о его убийцах? – На какие композиционные части вы бы разделили это стихотворение? Определите жанровые признаки каждой части. 28_4_1.docx – 28_4_2.docx. Докажите, что антитеза не только композиционная, но и интонационная. Введение понятия перифразы. Перифраза – описательное обозначение предмета по какому-либо его свойству или признаку. Северная Пальмира – Петербург. Солнце русской поэзии – Пушкин. – 28_4_3.docx. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ поэта? Какими его качествами восхищается лирический герой? – 28_4_4.docx. Какие тропы использует М.Ю. Лермонтов для характеристики света, высшего общества, противопоставляя ему поэта? Обратите внимание на контрастные эпитеты, метафоры и перифразы, описательные обороты, заменяющие существительные. – Кого обвиняет поэт в смерти А.С. Пушкина? Каким представляется убийца великого поэта? – Как вы понимаете метафору «венец терновый, увитый лаврами»? Что вы можете сказать об участи поэта в понимании М.Ю. Лермонтова? – Вспомните известные вам стихотворения, написанные «на смерть», например «Снигирь» Г.Р. Державина. Какие новые темы вносит М.Ю. Лермонтов в традиционный жанр? – Как вы думаете, к кому обращается поэт в первой и заключительной частях стихотворения? Каким грозным судом, по-вашему, он угрожает? – Вы знаете, что А.С. Пушкин никогда не был одинок: у него было много друзей, была семья. Почему же М.Ю. Лермонтов подчёркивает одиночество погибшего поэта? – Какие черты поэзии А.С. Пушкина и личности поэта упоминаются в стихотворении? – 28_4_5.docx Почему, на ваш взгляд, Свобода, Гений и Слава написаны М.Ю. Лермонтовым с большой буквы? Можно ли назвать эти образы аллегорическими? – Литературоведы отмечали, что часто художественные обобщения в лирике М.Ю. Лермонтова рождались из небольшой жанровой сценки. Какая жанровая сценка лежит в основе стихотворения «Поэт»? – 28_4_6.docx – С каким чувством рассказывает поэт о кинжале? Как меняется интонация, когда он вспоминает поэта и говорит о современности? Почему? – В чём, по-вашему, смысл сопоставления поэта с кинжалом в стихотворении «Поэт»? В тексте есть переклички между словами, которые дополняют это сопоставление, например «отделкой золотой» и «на злато променяв». Продолжите это сопоставление самостоятельно, чтобы подтвердить свою точку зрения. – Как вы понимаете последние строки стихотворения? В них вопрос или призыв? Обоснуйте свой ответ. – Многие исследователи творчества М.Ю. Лермонтова пришли к выводу, что его «Пророк» развивает пушкинскую тему, заявленную в одноимённом стихотворении. Как продолжает Лермонтов пушкинский сюжет? 28_4_7.docx – Почему люди не принимают пророка? В чём они его обвиняют? Справедливы ли, по-вашему, их обвинения? – Каким представляется вам образ поэта в стихотворениях М.Ю. Лермонтова? Почему, на ваш взгляд, этот образ столь трагичен? – Почему, по-вашему, поэт в этом стихотворении назван осмеянным пророком и как это определение перекликается с характеристикой поэта в стихотворении «Пророк»? – 28_4_8.docx – Какие противопоставления можно найти в стихотворении «Пророк»? Как они помогают понять и почувствовать трагедию поэта? – Прочитайте описание пустыни в стихотворении «Пророк». Почему, на ваш взгляд, поэт обретает гармонию только вдали от людей? С помощью каких изобразительно-выразительных средств рисуется эта гармония? 28_4_9.docx |
5 | 5. Закрепление изученного и рефлексия учебной деятельности на уроке | Порассуждайте на следующие темы: – Стихотворение «Смерть поэта» написано на смерть А.С. Пушкина. Чем название «Смерть поэта» отличается от возможного, скажем «Смерть Пушкина»? – Критик А.В. Дружинин назвал стихотворение «Смерть поэта» поэтическим подвигом, который стоил М.Ю. Лермонтову жизни. В чём заключалось мужество поэта? – В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов использовал образы пушкинских произведений. Например, «невольник чести» из поэмы «Кавказский пленник», «певец неведомый, но милый» — это Владимир Ленский, герой романа «Евгений Онегин», также погибший на дуэли. Как вы думаете, какую цель преследовал Лермонтов, используя эти, выражаясь языком литературоведов, «стилистические сигналы»? – Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова отмечают удивительное сочетание лиризма и «энергической» тональности его стихов. То, что ранее было принадлежностью различных жанров, теперь соединилось в одном. В частности, в стихотворении «Смерть поэта» объединены «энергическая ода», элегия и политическая сатира. Обратившись к языку стихотворения, докажите справедливость этого утверждения. Обратите внимание на смену четырёхстопного ямба шестистопным, риторические вопросы и восклицания. Понаблюдайте, с какими образами связана та или иная жанровая тональность. – Перечитайте стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Чем различается их лексика, особенно — употребление старославянизмов? Как вы думаете, с чем это связано? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1. Творческое задание. На выбор. 1) Пользуясь материалами статьи о поэте и материалами тематических сайтов, напишите работу «Современники о М.Ю. Лермонтове». 2) Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте написать эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях. |