Урок 28. Запись вычитания столбиком
Закрепить знания учащихся о письменном приёме поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд) и умение использовать этот приём в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами), работать с информацией, выполнять измерения на глаз и с помощью инструментов. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений
Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд и осуществлять самоконтроль вычислений с помощью калькулятора или обратных действий. Конструировать арифметические задачи (составлять задачу по данным, представленным на чертеже; изменять часть данных в тексте задачи). Определять арифметические действия для решения задачи. Решать текстовые задачи разными способами (в том числе составлением выражения). Собирать и анализировать необходимую информацию. Представлять собранные данные в виде таблицы. Выбирать из таблицы нужные данные для ответа на поставленный вопрос. Выполнять измерения на глаз и проверять себя с помощью измерительных инструментов. Анализировать геометрический чертёж и находить фигуры указанной фор мы. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач
-
Алгоритм вычитания столбиком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Правильно ли проведена ось симметрии треугольника? |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать багаж знаний младших школьников. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 3 учебника. На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с заданиями, позволяющими учащимся начальной школы сформулировать вопрос для углубления системы закрепляемых знаний. |
4 | 4.1 Целеполагание | Работа с заданием № 5 учебника. В том случае, если нет возможности проверить результаты вычислений с помощью калькулятора, попросите учащихся выполнить проверку действием сложения в столбик. |
5 | 4.2 Целеполагание | Работа с заданием № 8 учебника. Способы рассуждений, рассматриваемые здесь, можно использовать при решении многих текстовых арифметических задач (например, при решении задач на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного вычитаемого). Поэтому надо обсудить их со всем классом |
6 | 5.1 Открытие новых знаний | Работа с заданием № 9 учебника. Вставить карточку с числом, которое прибавляет «машина». Работа с заданием № 13 учебника. Методический комментарий. Требуется решить задачу двумя способами. Рекомендуем оформить решение (как одним, так и другим способом) по действиям. Способ 1: 1) 95 – 30 = 65, 2) 65 – 23 = 42. Способ 2: 1) 30 + 23 = 53, 2) 95 – 53 = 42. Ответ: 42. Так как дети уже знакомились с новой для них формой записи решения — выражением, то можно дать им дополнительное задание: записать решение задачи выражением. При этом слабоуспевающим ученикам предложите в помощь следующую карточку. |
7 | 5.2 Открытие новых знаний | Сделай запись столбиком и вычисли. |
8 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается система заданий по изученной теме. Младшие школьники закрепляют полученные знания и отрабатывают известные алгоритмы действий. |
9 | 7.1 Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 21 учебника. |
10 | 7.2 Самостоятельная работа с самопроверкой | Проверь, выполнив вычисления столбиком, верно ли выполнено сравнение. |