Урок 28. Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить наблюдать за текстами, в которых используется вымысел, фантазия; стимулировать речевое творчество учащихся, предложив создать похожие тексты; закрепить умение задавать вопросы к словам; продолжить знакомить с устойчивыми сочетаниями слов и правильным их употреблением; повторить порядок действий при списывании и использование приёма развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, устойчивые сочетания, постановка вопросов к словам, работа в паре, перенос слов, порядок действий при списывании, развёрнутое толкование, словообразование, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 (речь) в учебнике — аналогично упражнению 1 в уроке 27. Если уровень подготовленности учащихся высокий, а также в случае, если ученики стремятся рассказать подобные истории, следует обязательно предоставить им возможность реализовать потребность в речевом творчестве. В этом случае важно не столько то, насколько правильно будут оформлять свои истории ученики, сколько их желание высказаться, что свидетельствует о начале формирования мотивации к изучению русского языка, о комфортной и доброжелательной обстановке на уроке |
3 | 3. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется самостоятельно сильными учениками, остальными — фронтально. Проводится аналогично подобным упражнениям из предыдущих уроков |
4 | 4.1. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 3 (язык; трудное) в учебнике — продолжение наблюдения за устойчивыми сочетаниями слов, их значением и правильным употреблением. Несмотря на то что упражнение помечено значком «гиря» (трудное), рекомендуется провести его полностью или частично во всех классах, учитывая темп работы учащихся. Следует помнить, что в речи учеников данного возраста многие фразеологизмы ещё не встречались, поэтому учителю следует самому давать правильные ответы и демонстрировать использование фразеологизмов в предложениях. Запись на доске: Набрать в рот воды — замолчать. Заблудиться в трёх соснах — ¬путаться в самых простых вещах. Клевать носом — дремать сидя. Мастер на все руки — умелец. Рекомендуется предложить ученикам списать с доски два устойчивых сочетания с объяснением их значения: набрать в рот воды — молчать, мастер на все руки — умелец |
5 | 4.2. Первичное закрепление материала | |
6 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение порядка действий при списывании и использование приёма развёрнутого толкования. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Если учитель считает возможным не предлагать текст для списывания, то анализ слов ведро, вёдрышко, бумажное обязательно должен быть произведён. Запись на доске: вёдрышко — маленькое ведро бумажное — из бумаги Допустимо отметить в словах общую часть (без использования термина «корень») |
7 | 6. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 7. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной буквы о снизу, отработка некоторых соединений. Перед началом работы на третьей строчке целесообразно показать написание за одно движение буквы о и соединительного штриха, при этом не нужно предлагать учащимся уже на третьей строчке прописывать за одно движение и букву о, и соединительный штрих, и букву л. Это можно предложить (но ни в коем случае не требовать в обязательном порядке!) во время работы на четвёртой строчке, но при этом обязательно акцентировать внимание учащихся на точке начала буквы л. Если учитель чувствует, что практически никто в классе не готов к написанию за одно движение такой длинной линии с непростой траекторией, не нужно давать это задание, а предложить записать на четвёртой строчке буквосочетания, первыми элементами в которых являются буква о и соединительный штрих. Это могут быть сочетания букв оа, об, од, ом, оя, оп, он, ои, оу, ор и т. д. При написании этих буквосочетаний за одно движение предлагается прописать букву о вторым способом и соединительный штрих, далее оторвать ручку от бумаги и посте паузы прописать вторую букву |
9 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — орфографический тренинг написания гласных после шипящих. Выполняется письменно, самостоятельно после прочтения учителем рифмованных строк и коллективного подбора пропущенных слов (щука, чашка, шишки, туча, задача). После выполнения осуществляется проверка, в ходе которой учащиеся сообщают вписанное слово и буквосочетание, на написание которого нужно было обратить особое внимание. Можно предложить подчеркнуть сочетания букв а, и, у с шипящими. Вариант выполнения. В слабом классе можно организовать выполнение по-другому: перед началом письменного выполнения учитель просит учащихся напомнить правило написания гласных после шипящих. В сильном классе можно усложнить работу, предложив списать в тетрадь любое понравившееся двустишие |
10 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. В первый столбик должны быть записаны слова: смех, ель, ёж, этаж, эхо, тень, осень; во второй: бу-сы, ва-за, кро-лик, си-лач, ко-тя-та, яго-ды, шо-фёр, мо-ло-ко. В ходе проверки стоит предложить ответить на вопросы: «все ли слова, записанные в первую колонку, состоят из одного слова? Почему три слова из записанных нельзя переносить, хотя они состоят из двух слогов?» Во второй колонке в двух словах возможны два варианта переноса, записывать нужно оба. Возможна двоякая запись: ко-тя-та или ко-тята, котя-та; мо-ло-ко или мо-локо, моло-ко. Возможная ошибка. Вместо деления слова ягоды для переноса учащиеся могут разделить его на слоги (я-го-ды). В этом случае стоит напомнить задание и ещё раз обратить внимание на то, что деление для переноса не всегда совпадает с делением на слоги |
11 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения задавать вопрос к слову, находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально. Вначале надо обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в первый столбик слово он, а во второй — моей. В этом случае учителю следует сказать, что эти слова записывать не нужно. Можно сообщить, что о таких словах учащиеся узна́ют позже, открывая тайны родного языка на уроке 42. Учитель может предупредить возможную ошибку, правильно задав вопрос: «На чьей ладошке? — На моей. Значит, слово моей не выписывается» |
12 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — закрепление умения правильно выбирать вежливые слова, их запоминание. Начинается выполнение устно, в парах, потом идёт фронтальное обсуждение результатов работы, в ходе которого от слов-подсказок карандашом проводятся линии к нужным строчкам, затем выбранные лова записываются |
13 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Перед выполнением важно попросить учащихся вспомнить алгоритм списывания, проставить в словах ударение. Целесообразно дифференцировать объём выполнения упражнения, предложив учащимся, испытывающим трудности, не списывать последнее предложение. Возможную трудность может представлять списывание слов однажды, посыпались, разноцветные, земляничные, поэтому нужно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть «опасные» места |
14 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |