Урок 28. Иллюстрирование литературных произведений
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Выполнить эскиз и рисунок композиции иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Задачи урока
- Познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, В. А. Милашевского и др.
- Познакомиться с выразительными средствами иллюстрации: местоположение, масштаб, цветовой и тоновой контрасты.
- Выполнить композицию иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «иллюстрация», «средства выразительности иллюстрации (композиция, цвет, линия, тон и др.)», «выразительные средства выделения центра композиции (местоположение, масштаб, цветовой и тоновой контрасты)». Изобразительная деятельность (графика), рисование на тему. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Иллюстрация, средства выразительности иллюстрации (композиция, цвет, линия, тон и др.), выразительные средства выделения центра композиции (местоположение, масштаб, цветовой и тоновой контрасты), рисование на тему.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся знакомятся с иллюстрациями известных художников, определяют литературные произведения, к которым они написаны. Размышляют над высказыванием В. М. Конашевича. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2.1. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся вспоминают определение понятия «иллюстрация». Выделяют функции иллюстрации, убрав неверные ответы из предложенных вариантов. Задание актуализирует имеющиеся знания об иллюстрации как области изобразительного искусства. |
3 | 2.2. Актуализация опорных знаний | Ученики знакомятся с иллюстрациями русских художников. Вспоминают признаки цельной и раздробленной композиции. Выделяют раздробленную композицию. Задание актуализирует знания о раздробленной и цельной композициях |
4 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся сравнивают между собой иллюстрации к сказкам известных художников. Определяют стили работ. Задание формирует опыт анализа произведений искусства и знания о выразительных средствах живописи и графики. |
5 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают иллюстрации и определяют главное выразительное средство каждой работы (соединяют стрелками). Данное задание направлено на формирование знаний о выразительных средствах иллюстрации. |
6 | 5. Открытие новых знаний | Обучающиеся сравнивают иллюстрацию к сказке «Сивка-Бурка». Обсуждают художественные средства выразительности, которыми выделены главные герои композиций: местоположение, масштаб, цветовой контраст, тоновой контраст. Задание направлено на формирование знаний о художественных средствах выразительности, которыми выделяют главных героев иллюстрации. |
7 | 6. Первичное закрепление | Учитель знакомит обучающихся с иллюстрациями русских художников. Обучающиеся определяют композиционные центры иллюстраций. Соотносят изображения и описания художественных средств, которыми выделены композиционные центры. Задание способствует закреплению знаний о художественных средствах выразительности, которыми в иллюстрациях выделяются главные герои. |
8 | 7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся знакомятся с эскизом и картиной В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Обращают внимание на композиционное решение. Выполняют композицию иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» или к своей любимой сказке. Задание направлено на развитие умения выполнять эскиз и рисунок композиции иллюстрации, развитие художественных умений преображения литературного текста в эмоционально-образную композицию с применением графических материалов. |
9 | 7.2. Самостоятельная работа с самопроверкой | Задание направлено на развитие умений выполнения эскиза и рисунка композиции иллюстрации, развитие художественных умений преображения литературного текста в эмоционально-образную композицию с применением графических материалов |
10 | 8. Итог урока | Ученики рассматривают иллюстрации И. Я. Билибина «Василиса Прекрасная» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Соотносят элементы орнамента с содержанием иллюстрации. Размышляют, какую роль в работах художника играет орнамент. Задание направлено на развитие умений анализа произведений иллюстративного искусства, выделения стиля художника и выразительных средств иллюстрации. |