Урок 27. Тема «Народные сказки». Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Закрепить понятие о сказках (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
- учить определять темы сказок;
- учить сравнивать произведения по теме, авторской принадлежности;
- учить пересказывать сказку, определять главную мысль;
- учить определять отношение автора к героям.
Виды деятельности
-
Выделять жанровые особенности сказок;
классифицировать сказки (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
определять авторское отношение к героям произведений (в том числе ироничное, насмешливое).
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, фольклор, народная сказка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Начнём наш урок сегодня с игры «Вспомни и назови». (Учитель использует 3–4 отрывка из народных сказок. Ученикам необходимо правильно называть произведение.) – Как одним словом назвать все эти произведения? (Народные сказки.) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – А какие ещё сказки мы читали? (Авторские (литературные).) – Рассмотрите схему. Приведите примеры народных и авторских (литературных) сказок. – А какие ещё бывают сказки? На этот вопрос мы сможем ответить, познакомившись со всеми произведениями нашего нового раздела, который называется «Мир сказок». |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Откройте учебник на с. 86. Найдите заголовок произведения. Прочитайте. – Что является заголовком сказки? (Пословица «У страха глаза велики».) – Вспомните, что такое пословица. (При ответе на вопрос ученики используют словарь–справочник «Книгочей». Авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Это авторское произведение или народное? (Народное.) (Ученики читают подзаголовок.) – Сколько частей в нашей сказке? – Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, что произошло в сказке? – Проверим. Прочитайте сказку самостоятельно (молча). – Понравилась ли сказка? Чем? – Какой эпизод сказки вам наиболее запомнился? – Что вызвало ваш смех? – Словарная работа. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте первую часть сказки. О каких героях сказки здесь говорится? (Бабушка–старушка, внучка–толстушка, курочка–клохтушка, мышка–норушка.) – Прочитайте абзац, в котором описано, как водоносы несли воду. – Представьте, как шли герои, изобразите их. – Выполните задание 3 в рабочей тетради. – Прочитайте вторую часть сказки. – Найдите слова, которые подходят к иллюстрации. Прочитайте. – Кто кого испугался? Прочитайте. – Выполните интерактивное задание. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Задание в группах. Чтение по ролям второй части сказки. – Инсценировка второй части сказки. |
6 | 6. Обобщение изученного | – Вспомните героев нашей сказки. Сделаем вывод: «У страха глаза велики» — бытовая или волшебная сказка? Как вы думаете? – Рассмотрите схему. Приведите примеры сказок: бытовых, о животных, волшебных. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ. – Выполните задания в тетради. – Найдите в библиотеке и принесите книги со сказками. Прочитайте одну. |