Урок 27. Лирика Ф. И. Тютчева
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с особенностями лирики Ф. И. Тютчева
Задачи урока
- Познакомиться с творчеством Ф. И. Тютчева, читать и анализировать его пейзажные стихотворения, рассмотреть особенности стиля, звуковую организацию стиха
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
филосовская лирика, пейзажная лирика, звукопись, ассонас, аллитерация, эпитет, метафора, сравнение, стихотворный размер,
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | 1. Учащиеся зачитывают характеристики Саши из поэмы Н. А. Некрасова. 2. Вводный этап – повторение фактов биографии Тютчева из прочитанной дома статьи. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учащиеся слушают аудиозаписи стихотворений Ф. И. Тютчева. Затем самостоятельно выразительно читают стихотворения. |
3 | 3. Этап закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с текстами стихотворений «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. –Задание 1, Задание 2 – С помощью каких художественных приёмов создаётся настроение в стихотворении «Весенняя гроза»? – Какие картины сменяют друг друга в стихотворении «Весенняя гроза»? – Назовите глаголы, которые придают ощущение стремительности описываемой картине; метафоры, подчёркивающие её красоту. – Задание 3 – Какие образы являются центральными в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»? Можно ли сказать, что лирический герой иронизирует над собой? С чем это связано? – Какой осенний пейзаж автор создал в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»? Какие эпитеты использует поэт для создания образа осени? |
4 | 4. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала | –Работа с рубрикой ВЛЭ. Введение понятий звукопись, ассонанс, аллитерация. Задание 1 выполняется вместе с учителем. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обобщающая лекция учителя на материале МП Ланина стр. 115–116 и мультимедийного объекта. – Как вы понимаете слова А. А. Фета и Н. А. Некрасова о Ф. И. Тютчеве? Согласны ли вы с ними? Какие примеры из стихотворений поэта вы можете привести? Подводя итог изучению особенностей лирики Ф. И. Тютчева, следует еще раз обратить внимание учащихся на то, что поэзия Тютчева самобытна и не подчиняется принципам ни одного из художественных направлений, господствовавших в современную ему эпоху. |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1. Прочитать в учебнике статью о поэзии А. А. Фета 2. Выучить наизусть любое стихотворение А. А. Фета и обосновать свой выбор. |