Урок 26. Развитие речи: Выразительное чтение стихотворений. Поэма Н. А. Некрасова «Саша»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомиться с поэмой Н. А. Некрасова «Саша»
Задачи урока
- Читать наизусть с выражением и комментировать стихотворения Н. А. Некрасова.
- Анализировать поэму «Саша», ее тему, художественные особенности, выявить приёмы, использованные автором.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Поэма, герой, эпитет, метафора, сравнение, стихотворный размер, лексические повторы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся читают наизусть фрагменты стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога». Комментируют свой выбор. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учащиеся слушают аудиозапись фрагмента поэмы «Саша» Фронтальная беседа по вопросам для выявления общего смысла поэмы. – Как вы думаете, о чём эта поэма? – Расскажите о детских годах Саши, о её воспитании. Какие качества более всего ценит в ней автор? – Что узнаём мы об авторе-рассказчике из первой части поэмы? Как он относится к Родине? Как вы думаете, с чем это связано? – Кто ещё является рассказчиком в поэме? (Родители Саши) Что объединяет этих людей: бедных помещиков и лирического героя? |
3 | 3. Этап закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Продолжение беседы с опорой на интерактивное задание. Закрепление содержания и анализ художественных особенностей поэмы. – Задание 1 – Задание 2 – Задание 3 – Почему, рассказывая о Саше, автор описывает картины природы? Найдите и прочитайте наиболее яркие пейзажи. Как, по-вашему, природа повлияла на Сашу? – Задание 4 – Охарактеризуйте Льва Алексеевича Агарина. Что вы узнали о нём из поэмы? Как к нему относится Саша, её родители? А автор? Найдите в тексте строки, в которых звучит авторская ирония по отношению к этому герою. Как вы думаете, чем она вызвана? – Как изменились Агарин и Саша? Какую цель в жизни выбрала девушка? В чём причина конфликта в их отношениях? Как герой-рассказчик относится к тому, что произошло с Сашей? – Оптимистичен ли финал поэмы? – Задание 5 |
4 | 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Коллективное обсуждение вопроса: – Лирику Н. А. Некрасова критики нередко называют унылой, безысходной. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Подтвердите ваше мнение цитатами из текстов стихотворений и поэмы «Саша». |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1) Написать характеристику Саши из поэмы Н. А. Некрасова. 2) Прочитать статью в учебнике о творчестве Ф. И. Тютчева. |