Урок 26. Понятие «гласный звук»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Введение понятия «гласный
- звук».
- Обозначение гласных
- звуков на схеме фишками красного цвета
- Отражение качественных характеристик звуков в
- моделях слова
Виды деятельности
-
Называть слова с заданным звуком.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Устанавливать различие в произношении гласных.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Изучение нового материала | Учитель. Вы конечно же помните сказку про трёх поросят. Как их зовут? (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.). Давайте составим модели их имён. (Дети с учителем составляют звуковые модели имён поросят.) А что построили поросята? (Дом.) Составьте модель этого слова. (Дети составляют звуковую модель.) А что идет из трубы? (Дым.) Составьте модель этого слова. (Дети составляют звуковую модель.) А где живут поросята. В лесу. Составьте модель слова «лес». (Дети составляют звуковую модель.) А теперь произнесите второй звук в слове «Наф».Что вы отметили? Как мы произносим звук [а]? При произнесении этого звука воздух легко выходит изо рта, его ничто не задерживает — ни зубы, ни язык, ни губы. А теперь произнесите второй звук в слове «Нуф». Как мы произносим звук [у]? А теперь произнесите второй звук в слове «Ниф». Как мы произносим звук [и]? Произнесите второй звук в слове «дом». Как мы произносим звук [о]? Произнесите второй звук в слове «дым». Как мы произносим звук [ы]? Произнесите второй звук в слове «лес». Как мы произносим звук [э]? Что вы заметили, наблюдая за этими словами? Второй звук в них произносится свободно, не встречая на пути препятствий. Это и есть первая тайна русского языка. В русском языке есть звуки, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта, не встречая на пути препятствий. Голос звучит свободно. Эти звуки называются гласными. И на схеме мы будем обозначать их красным цветом. |
2 | 2. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Учитель. Рассмотрите картинки. Найдите «волшебный» звук в слове «мак», расскажите об особенностях произношения этого звука. Каким цветом мы его обозначим? (Ответы детей.) А теперь найдите «волшебный» звук в словах «нос», «кит», «сыр», «лук». Расскажите об особенностях произношения этих звуков. Каким цветом мы будем их обозначать? Назовите гласные звуки. Что вы про них узнали? |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Учитель. Построим модель слова «груша». Найдите в слове «груша» гласные звуки. Докажите, что эти звуки гласные. Обозначьте гласные звуки слова груша красным цветом. |