Урок 25. Запись сложения столбиком
Закрепить знания учащихся о письменном приёме поразрядного сложения натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд) и умение использовать этот приём в вычислениях.
Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания, последовательности двузначных чисел в натуральном ряду, свойства числа сторон, вершин и углов любого многоугольника; умения решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами), находить единичный отрезок на числовом луче и определять числа, соответствующие отмеченным на нём точкам. Развивать у учащихся пространственные представления
Выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать ряд чисел в порядке возрастания и убывания (в пределах 100). Определять вид многоугольника по числу его сторон, вершин и углов. Определять арифметические действия для решения задач. Решать текстовые задачи разными способами (в том числе составлением выражения). Определять единичный отрезок на числовом луче и числа, соответствующие отмеченным на нём точкам. Находить фигуры заданной формы на чертеже
-
Алгоритм сложения столбиком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют выработать на личностно значимом уровне у учащихся внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать багаж знаний младших школьников. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с заданиями, позволяющими учащимся начальной школы сформулировать вопрос для углубления системы закрепляемых знаний. |
4 | 4.1. Целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Это упражнение выполняют устно. Сначала проведите работу, направленную на понимание учащимися смысла задания. Задайте вопросы: «Что обозначает в записи любого числа последняя цифра? (Число в разряде единиц.) Если надо определить, сколько единиц получится в результате сложения двух чисел, обязательно ли нам вычислять сумму этих чисел? (Нет.) Достаточно найти сумму чего? (Сумму единиц первого и второго чисел.)» Рассмотрим на примере, как должны рассуждать дети: «К 32 прибавить 40. В числе 32 — две единицы, а в числе 40 — нуль единиц. Находим сумму единиц: 2 + 0 = 2. Значит, сумма чисел 32 и 40 оканчивается цифрой 2». |
5 | 4.2. Целеполагание | Работа с заданием № 6 учебника. Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся начальной школы на основе того, что еще может быть изучено в рамках закрепляемой темы. |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 8 учебника. Заполните таблицу. |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 9 учебника. Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность закрепления учащимися изученного способа действий, умения его применять при решении учебных задач. |
8 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 12 учебника. Интерактивное задание. Перед выполнением задания попросите учащихся внимательно рассмотреть числовой луч и обратить внимание на то, что на рисунке изображена та его часть, на которой не обозначено начало луча. Прежде всего надо выяснить, чему равен единичный отрезок. Между точками, соответствующими числам 4 и 5, единичный отрезок должен укладываться один раз, следовательно, он равен трём клеткам. Точка A расположена правее точки, соответствующей числу 6, на расстоянии одного единичного отрезка от неё, состоящего из трёх клеток, поэтому точке A соответствует число 7 (6 + 1 = 7). Точка B расположена правее точки, соответствующей числу 6, но на расстоянии девяти клеток, то есть трёх единичных отрезков от неё, поэтому точке B соответствует число 9 (6 + 3 = 9). |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 14 учебника. Это задание учащиеся должны выполнять с опорой на свойство многоугольника: «В любом многоугольнике число углов равно числу сторон и равно числу вершин». Рассуждать дети могут примерно так: 1) в многоугольнике — 7 углов, следовательно, это семиугольник; 2) в многоугольнике — 9 вершин, значит, в нём 9 углов, следовательно, это девятиугольник; 3) в многоугольнике — 12 сторон, значит, в нём 12 углов, следовательно, это двенадцатиугольник. |