Урок 25. Язык скульптуры (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
различать виды и жанры скульптуры, определять их художественные особенности
Задачи урока
- – воспринимать и оценивать произведение скульптуры в единстве содержания и формы, выражать своё отношение к нему в аргументированных устных и письменных высказываниях;
- – формировать мировоззренческие позиции и выявлять личностные приоритеты на основе изучения произведений искусства.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Виды и жанры скульптуры. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности. Высекание из камня. Лепка. Вырезание. Гальванопластика. Ковка, чеканка и гравировка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация опорных знаний | Просмотр видеоролика «Виды скульптуры» в материалах и выполнение интерактивного задания на соотнесение изображения скульптуры с жанром, к которому она относится. |
2 | 2. Постановка учебной проблемы | Проблемные вопросы: – В каких видах и жанрах существует искусство скульптуры? – Что необходимо для восприятия и оценки произведения скульптуры в единстве содержания и формы? – Как зависит от материала эмоциональное звучание художественного образа в скульптуре? |
3 | 3. Целеполагание | Учащиеся знакомятся с примерным планом анализа произведения скульптуры. Его текст выводится на экран. Слово учителя: «Если вам приходилось смотреть на мир с большой высоты, то вам вполне знакомо ощущение величия, грандиозности открывающейся панорамы. Да, это совсем другое чувство, по сравнению с тем, когда вы рассматриваете её, стоя непосредственно перед ней или снизу вверх. Что же произошло? Да просто поменялся угол зрения, ракурс, масштаб, и всё перестало быть обычным, бессмысленным, несвязанным. Интересно то, что смысл чаще всего открывается только после такого восхождения, после трудного проделанного пути и изменения угла зрения. Примерно так обстоят дела, когда мы рассматриваем произведение скульптуры. Тайна, скрытая за холодным мрамором, открывается только пытливому взгляду. Детали, фрагменты, другой ракурс – всё это ключики к потайной двери, которая скрывает невидимый внутренний мир, полный глубокой символики и смысла. Давайте потренируем свой взгляд на скульптурных шедеврах великих мастеров. Для начала отправимся в Древнюю Грецию. В эпоху эллинизма…» (Здесь и далее использованы материалы статьи Екатерины Давлетшиной «Великий Лисипп. Движение в статике», опубликованные в журнале «Человек без границ»: http://www.bez-granic.ru/index.php/art/843-velikij-lisipp-dvizhenie-v-statike.html ) |
4 | 4. Открытие новых знаний | Сообщения учащихся, которые рассказывают заранее подготовленный материал (см. текст в «Методическом пособии», с. 227 – 228). Выступление учащихся можно сопроводить демонстрацией произведений Лисиппа. Попросим учащихся также кратко воспроизвести этот известный им с уроков литературы мифологический сюжет о сражении Геракла с немейским львом. Анализ произведения Лисиппа. Подробнее об этом – в «Методическом пособии», с. 228–229. В дальнейшем можно попробовать провести аналогичное исследование другого произведения скульптуры, которое особенно понравилось учащимся. |
5 | 5. Первичное закрепление | Выполнение задания 36 в рабочей тетради. Учащиеся комментируют высказывание О. Родена и раскрывают кластер «Материалы для скульптуры». |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа со словарем скульптурных понятий. Выполнение задания 34 в рабочей тетради. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя приведённые термины. |