Урок 25. Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Задачи урока
- Познакомиться с историей создание стихотворения «Железная дорога», проанализировать его тему, художественные особенности, выявить приёмы, использованные автором.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Гражданская лирика, рассказчик, композиционная антитеза, эпитет, метафора, сравнение, стихотворный размер, лексические повторы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся рассказывают о гражданской и «чистой лирике», объясняют, почему творчество Н. А. Некрасова относится к гражданской поэзии. Читают наизусть стихотворения Н. А Некрасова |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учащиеся слушают аудиозапись стихотворения «Железная дорога». Лекция учителя об истории создания стихотворения «Железная дорога» (на материале МП Б. А. Ланина «Литература, 7 класс», стр. 109–110). |
3 | 3. Этап закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | – Определите тему каждой части стихотворения. Помните, что одна большая тема может состоять из нескольких тем-мотивов. Используя материалы статьи о Н.А. Некрасове, поразмышляйте, почему поэт обращается именно к этим темам и мотивам. В качестве подсказки или проверки сделанных выводов используется интерактивное задание 1 в тренажере. Работа с иллюстрацией: – Задание 2 в тренажере. |
4 | 4. Этап повторения изученного | Работа с текстом стихотворения «Железная дорога». – Чем первая часть стихотворения «Железная дорога» отличается по тональности от последующих? Какие изобразительно-выразительные средства помогают представить картину осени и настроение лирического героя? (Задания 1, 2, 3 в тренажере) – Можно ли сказать, что первая часть стихотворения противопоставляется остальным? (Введение понятия композиционная антитеза – Задание 4 в тренажере выполняется вместе с учителем.) – Какова в таком случае роль пейзажа? – Перечитайте две заключительные строфы второй части, найдите лексические повторы и объясните их. В каких значениях используется слово «дорога»? (Задание 5 в тренажере) |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Рассуждение над смыслом и художественной задачей стихотворения Н. А. Некрасова по вопросам рубрики с опорой на интерактивное задание. – Кто, по-вашему, является рассказчиком? Каких героев изображает Некрасов? (обратите внимание на эпиграф) Задание 1 в тренажере. – Найдите и прочитайте описание крестьянина, которое можно отнести ко всем строителям. Задание 1 в тренажере. – Охарактеризуйте образ крестьянина в лирике Некрасова. – Какими качествами русского народа восхищается рассказчик? – Сравните отношение рассказчика и генерала к народу. Какие слова подчёркивают презрение генерала к простым людям? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1) Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Железная дорога». 2) Прочитать поэму Н. А. Некрасова «Саша» |