Урок 25. Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию, в которой высказываются интересы говорящего; знакомить со словами, близкими по значению, но разными по написанию (синонимы; термин не употребляется); повторить правило постановки вопросительного знака, отработать умение задавать вопросы к словам; закрепить знание о двойной функции букв ё, я
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, родственные слова, словообразование, словарные слова, слова, близкие по значению, знаки препинания в конце предложения, работа в паре, звуковой анализ слова, звуковой состав слова, буквенный состав слова, постановка вопросов к словам, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации, в которой говорящий высказывает собственные интересы (в форме вопроса) и побуждает собеседника к обсуждению. Текст читает учитель. При обсуждении текста стихотворения следует обратить внимание учеников на следующие моменты. Во-первых, формулировка вопроса: «От кого река бежит?» — предполагает анализ различных значений слова бежит. Рекомендуется напомнить ученика о словах, имеющих несколько значений, а также о приёме сравнения — течение реки сравнивается с тем, как она бежит от кого-то (ср. урок 20, упражнение 5). Во-вторых, важно отметить, что некоторые вопросы, которые задаются при общении, могут показаться смешными, неинтересными, но они важны для собеседника, а значит, надо отреагировать на них так, чтобы общение состоялось. Следовательно, для успешного общения необходимо учитывать точку зрения и интересы собеседника. При формировании коммуникативных универсальных учебных действий следует постоянно ориентировать учеников на необходимость учитывать разные мнения, допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Именно поэтому учащимся предлагается задание: «Представь, что эти вопросы задали тебе. Как ты на них ответишь?» Варианты ответов, которые предложат учащиеся, будут свидетельствовать об их готовности или неготовности учитывать интересы собеседника, о стремлении продолжить общение или об отсутствии такого стремления. В-третьих, ученика предлагается рассказать о том, что их интересует. Возможно, что при озвучивании собственных интересов ученики столкнутся с той же ситуацией, которую наблюдали при анализе текста стихотворения: то, что интересует героя стихотворения, не интересно тебе, однако твоих интересов могут не разделять одноклассники. Учителю важно продемонстрировать ученика, что правила речевого поведения требуют соблюдения определённых норм: необходимо проявить интерес к тому, о чём говорит собеседник, и в то же время быть готовыми к тому, что наши интересы им не разделяются. В таком случае, чтобы избежать коммуникативной неудачи (непонимания, конфликта, прекращения общения), важно соблюдать правила речевого взаимодействия: быть вежливым, участливым, задавать дополнительные вопросы, уточнять что-то, не обижаться, если не разделяют вашу позицию и ваши интересы, и т. п. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово медве́дь. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
4 | 4.1. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — наблюдение за словами, сходными по значению (термин «синонимы» не употребляется), предупреждает орфографические ошибки в написании слов отчего и оттого. Выполняется фронтально с опорой на речевой опыт учащихся как носителей язык. Ученики должны прийти к выводу, что слово отчего может быть заменено на слово почему, а слово оттого на слово потому. Рекомендуется записать на доске: отчего = почему, оттого = потому |
5 | 4.2. Этап усвоения новых знаний | |
6 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — повторение правила постановки вопросительного знака в конце предложения, привлечение внимания к цели высказывания (вопрос). Выполняется в классах, где учащиеся недостаточно овладели умением ставить вопросительный знак в конце предложения; в остальных классах может не проводиться |
7 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется фронтально, по образцу аналогичных упражнений из предшествующих уроков |
8 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; работа в парах) в учебнике — повторение функции букв ё, я как показателя мягкости предшествующих согласных. Выполняется в парах или самостоятельно сильными учениками. Рекомендуется для фронтальной работы в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Сначала выписываются слова, где буквы ё, я обозначают мягкость предшествующего согласного, — ревёт — [в’о], клякса — [л’а], затем слова, где эти буквы обозначают два звука, — поёт, семья, муравья, льёт. При необходимости следует предложит ученикам составить звуковые модели выписанных слов |
9 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений при написании заглавных букв У и Ч за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Как и на двух предыдущих уроках, основное внимание нужно уделить изменению угла линии, идущей вверх после выполнения закругления.Кроме того, необходимо остановиться на различии в написании отрабатываемых букв, чтобы предупредить возможные замены букв. На свободных строчках можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки. Не стоит при этом предлагать прописывать за одно движение две буквы |
11 | 10.1. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу— щу, повышение осознанности в процессе написания. Целесообразнее после вписывания буквы в слово сразу записывать его в нужный столбик. Если у учащихся не хватит места, по одному слову в каждый столбик можно не дописывать |
12 | 10.2. Дополнительный материал | |
13 | 11. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 5 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов, отработка умения найти слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных. Как и на прошлом уроке, после прочтения задания нужно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После записи нужного слова целесообразно предлагать учащимся устно давать развёрнутое толкование родственных слов. Возможная трудность связана с записью слова ночь — учитель сообщает о необходимости написания мягкого знака. Дополнительное задание. Списать две группы слов в тетрадь |
14 | 12. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |