Урок 25. Когда опера превращается в спектакль
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства (пространственно-временных искусств).
Задачи урока
- Усвоение особенностей языка оперного искусства и его художественных средств выразительности.
- Формирование представления о содружестве искусств в оперном спектакле, умения выявлять и анализировать роли участников создания и исполнения оперы.
- Воспитание уважения и осознания ценности оперного искусства, его художественного наследия, развитие художественного вкуса.
Виды деятельности
-
Анализ роли участников создания и исполнения оперы (на отдельных примерах). Работа со схемой. Работа с текстом учебника. Работа в группах. Ролевая игра – представление оперной профессии.
Ключевые понятия
-
Содружество искусств в опере, либретто, композитор, художник, дирижёр, балетмейстер, хормейстер.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает учащимся вспомнить происхождение слова «опера» и как складывалась судьба этого пространственно-временного искусства. Учитель наводящими вопросами нацеливает на повторение материала урока 4 (жанры оперы, её специфические выразительные средства, главные элементы оперного спектакля (увертюра, ария, ансамбль, хор оркестр и др.). |
2 | 2. Постановка учебной проблемы | Учитель дополняет схему, составленную учащимися, где отражены участники процесса создания оперы и задает вопрос аудитории: «Какими средствами достигается синтез искусств в оперном спектакле?» |
3 | 3. Целеполагание | Слово учителя: «Множество людей трудятся над созданием оперы, конечной целью которой будет оценка её зрителем. Я предлагаю вам стать участниками этого процесса и познакомиться с особенностями профессий, которые участвуют в её творении». Учащиеся делятся на основные группы, которые будут представлять создателей оперного спектакля: композитора, либреттиста, хормейстера, балетмейстера, художника и дирижера. Каждая группа представляет свою профессию и её роль в создании оперы, специфику деятельности, используемые художественные средства. Также участники группы придумывают эмблему своей профессии. Представление профессии может использовать элементы театрализации. |
4 | 4. Открытие нового знания и его закрепление | Учитель спрашивает учащихся об увиденных участниках подготовки премьеры Астраханского оперного театра оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Вопрос учителя: «Как вы оцениваете атмосферу показанного процесса? Насколько она влияет на результат работы?» |
5 | 5. Итог урока | Вопрос учителя: «Как вы понимаете эти слова выдающегося оперного режиссера?» Обучающиеся на основе изученного материала высказывают своё понимание высказывания Б. А. Покровского. |