Урок 24. Как создаётся композиция. Сюжетная композиция. Тема подвига
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Нарисовать сюжетную композицию на тему «Они сражались за Родину».
Задачи урока
- Сформировать знания о жанрах живописи (бытовой, батальный, исторический, мифологический, анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт).
- Познакомиться с правилами создания сюжетной композиции.
- Научиться рисовать композиции, передавая в них свой художественный замысел.
- Познакомиться с примерами композиционного решения на патриотические темы известных художников (А. А. Дайнеки, С. В. Герасимова, В. В. Верещагина и др.).
- Познакомиться с музеем русского искусства Санкт-Петербурга и творчеством русских художников (И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, Б. М. Кустодиева).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «жанры живописи», «замысел сюжетной композиции», «основные выразительные средства сюжетной композиции»: «направление композиции (горизонтальная, вертикальная, диагональная)», «композиционный центр», «средства выделения композиционного центра (размером, цветом, тоном)», «правила создания сюжетной композиции». Изобразительная деятельность (графика). Работа с учебником. Работа с таблицей.
Ключевые понятия
-
Жанры живописи, замысел сюжетной композиции, основные выразительные средства сюжетной композиции, правила создания сюжетной композиции, набросок, зарисовка и эскиз для создания сюжетных композиций.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель знакомит учеников с картинами русского художника К. П. Брюллова. На примере данных работ обучающиеся рассуждают над смыслом высказывания художника. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся знакомятся с понятием «жанры живописи». Рассмотрев картины известных художников, ученики определяют, к какому жанру они относятся. Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний о жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и формирование новых знаний. |
3 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся соотносят жанры с их описанием. Задание способствует формированию знаний о жанровой живописи. |
4 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся знакомятся с картинами мастеров русской жанровой живописи, определяют жанры данных картин. Аргументируют свои ответы. |
5 | 4. Целеполагание | Учитель знакомит обучающихся с вариантами картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», обращает внимание обучающихся на перемещение героев на каждой картине. Ученики размышляют, какая работа является окончательным вариантом. Обосновывают свои ответы. Задание направлено на формирование знаний о композиции жанровой живописи. |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Обучающиеся рассматривают картины А. Г. Венецианова «Крестьянские дети в поле» и В. М. Васнецова «Крещение Руси». Размышляют над замыслами художников и темами, которым посвящены сюжеты данных картин. Задание способствует формированию знаний о замысле картины и умений раскрывать тему художественного произведения. |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Обучающиеся сравнивают эскизы В. И. Сурикова к картине «Боярыня Морозова» между собой и с картиной. Отвечают на вопросы: «Что меняется в них? Над чем работал художник, продумывая композицию полотна?» Данное задание способствует развитию навыков анализа композиции картины. Задание ориентировано на накопление знаний об этюдах, набросках, зарисовках и их роли в жанровой живописи |
8 | 6. Первичное закрепление | Обучающиеся выполняют сравнительный анализ картин И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и В. В. Верещагина «Бурлаки». Находят сходство и разность композиций двух художников, следовавших одному замыслу. Задание направлено на формирование знаний о выразительных средствах сюжетной композиции; способствует формированию навыков анализа, сравнения; развивает умение находить сходные и отличающие черты в произведениях жанровой живописи. |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Творческое задание. Работа с учебником. Обучающиеся, выполняют задание (с. 85). Знакомятся с работами известных художников на тему героизма. Следуя этапам работы, выполняют сюжетную композицию на тему «Они сражались за Родину». Задание направлено на развитие навыков выполнения сюжетной композиции, формирование опыта реализации замысла выразительными средствами живописи. |
10 | 8.1 Итог урока | Обучающиеся объясняют своё понимаете смысла картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны». Сравните сюжет картины с работой В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Размышляют о современности данных произведений живописи. Задание направлено на развитие навыков анализа и сравнения. |
11 | 8.2 Итог урока | Обучающиеся знакомятся с Музеем русского искусства Санкт-Петербурга (5 класс, часть 2, с. 131). Выполняют задание |