Урок 24. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Образ Петра Гринева
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с историей создания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Анализ образа главного героя
Задачи урока
- Познакомиться с возникновением замысла и историей создания романа «Капитанская дочка». Проследить ее связь с произведением «История Пугачёвского бунта». Проанализировать образ главного героя, его характер, взгляды и принципы
Виды деятельности
-
Лекция, комментированное чтение, работа с текстом, работа с критическими статьями, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Герой, характеристика, ирония, художественный приём, историческое произведение, проза
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся читают наизусть стихотворения А. С. Пушкина. Во время обсуждения желательно вспомнить, какой теме посвящено то или иное из прочитанных стихотворений, к какому этапу творчества поэта оно относится. Почему для чтения наизусть учащимися были выбраны именно эти тексты. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории создания произведений А. С. Пушкина «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка» (по материалам учебника Б. А. Ланина, ч. 1., с. 236–237 и объекта 24_2.docx) |
3 | 3. Этап усвоения и нового и закрепления пройденного материала | Учащимся предлагается прослушать высказывания писателей и критиков о романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и обсудить их мнения о произведении. – На какие достоинства романа А. С. Пушкина обращают внимание читатели? – Указывают ли они какие-то недостатки? – Согласны ли вы со всеми отзывами? – Что общего в приведенных высказываниях? |
4 | 4. Этап усвоения и анализа нового материала | Обсуждение произведения. Анализ образа Петра Гринёва. Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Известно мнение В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в „Истории Пугачёвского бунта«». Какие достоинства «Капитанской дочки» имел в виду замечательный русский историк? Кто еще из писателей и критиков высказал похожие суждения? – Почему «Капитанская дочка» вызвала больше хвалебных отзывов, чем полностью исторический труд А. С. Пушкина? – От чьего лица везётся повествование в романе? 24_4_1.docx – Какие качества характера Петра Гринёва вы можете назвать? – Какие этапы жизни проходит герой-рассказчик? Изменяется ли его взгляд на мир, его характер, его личные качества? 24_4_2.docx – Изменяется ли при этом голос повествователя и манера повествования? – Обратите внимание на интонацию первых глав романа. 24_4_3.docx. Как называется приём, используемый автором и для чего он употребляется. (Учитель обращает внимание учащихся на иронию. Роль этого приёма очень важна в романе, потому что позволяет отделить точку зрения повествователя, ведущего рассказ с высоты прожитых лет и героя, проходящего разные стадии своей жизни.) – В каком месте произведения интонация меняется на серьезную? – 24_4_4.docx (Отметьте фрагменты текста в которых используется и не используется ирония). – Н. В. Гоголь отмечал, что А. С. Пушкин радовался тому, что в прозаическом произведении ему удалось сохранить простоту языка. Прочитайте фрагменты текста и попытайтесь найти в нем художественные приёмы. 24_4_5.docx В процессе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что «Капитанская дочка» – хроника семьи Гринёвых, роман, в котором Пушкин смотрит на историю с точки зрения людей, находящихся в центре событий. Таким образом, эти события оживают, становятся важными вехами в жизни этих людей, обусловливают их судьбу и характеры. Главный герой романа, Пётр Гринёв, проходит путь от недоросля до офицера, преданного своему отечеству, но в то же время не смотрит на происходящее вокруг него только через призму долга и принятых в обществе устоев. Он учится видеть людей, принимать верные решения, основанные на требованиях чести и порядочности, открывает в себе новые качества, такие как смелость, благородство, умение любить. Любовь становится главным смыслом его существования, с приходом любви для Гринёва начинается его настоящая жизнь, и все ее события так или иначе связаны с любовью к Маше Мироновой. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Перечитать фрагменты романа «Капитанская дочка», найти цитаты, характеризующие главных героев: Гринева, Швабрина, Машу, Миронова, Василисы Егоровны и т.д. 2. Написать мини-сочинение – сравнение Гринёва и Швабрина. |