Урок 23. Тема «Произведения фольклора». Русская народная песенка «Берёзонька». Загадка
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с произведениями о родной природе;
- учить читать произведения правильно и выразительно;
- учить воспринимать стихотворения о природе;
- учить видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове;
- учить выражать своё отношение к произведению, определять точку зрения автора.
Виды деятельности
-
Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
выражать своё отношение к произведению;
выразительно читать произведения о родной природе, соблюдая знаки препинания;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, фольклор
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1. Выявление читательского опыта. Игра «Вспомни и назови» | – Ребята, вспомним произведения о природе и проведём игру. – Правильно называйте произведение: автор и заголовок. – А какие произведения или отрывки подготовили вы? (Слушание чтения выразительно или наизусть произведений о природе). – Что ещё можно сказать об этих произведениях? (У них есть автор, они авторские). |
2 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением | – Но любовались и восхищались природой люди всегда. Много таких произведений и в фольклоре. – Мы уже встречались с вами с произведениями фольклора, с народными произведениями. – Это сказки. Назовите русские народные сказки. – Это загадка. Вспомните и расскажите загадки. – Это пословицы и поговорки. Вспомните пословицы и поговорки. |
3 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – А сегодня мы с вами познакомимся с русской народной песней «Берёзонька». Послушайте. (Учитель читает, ученики следят по тексту). – Какую картину вы представили? Как вы понимаете сочетание слов трава шёлковая? – Объясните. Словарная работа. – Что сообщается в народной песенке о берёзоньке? Найдите и прочитайте. – Хотя берёза повсеместно распространена в Северном полушарии от Сибири до Аляски, именно в России она стала чем–то большим, чем просто растение, для России берёза — это национальный символ. Вне зависимости от времени это дерево всегда находило своё место в культуре: в песнях, стихах, прозе, картинах. |
4 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – С какими чувствами люди говорят о берёзе? В каких словах слышатся эти чувства? Прочитайте. – Почему же люди с такой любовью обращаются к дереву? – В стародавние времена люди её нарекли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек. (Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва: Детская литература, 1987.) – Отгадайте загадку. |
5 | Этап 2.4 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – Не случайно в старину берёзе воздавали должные почести. В семик, праздник весны, девушки шли в лес, завивали берёзу венками, «сестрились» — водили вокруг неё хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай! (Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва: Детская литература, 1987.) |
6 | Этап 2.5 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – Нашлось место берёзе и в пословицах и поговорках. – Выполнение интерактивного задания. |
7 | Этап 3. Обобщение изученного | – Работа с интерактивными заданиями. |
8 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выразительное чтение русской народной песни «Берёзонька». |