Урок 23. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Рассмотреть воплощение темы поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Задачи урока
- Читать и анализировать стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, лирический сюжет, сопоставление, анафора, эпитет, лексический повтор, метафора, церковнославянизмы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока, проверка усвоенного материала | Вопросы, проверяющие, насколько учащиеся усвоили материал статьи учебника, посвященной стихотворениям о поэте и поэзии. Учитель комментирует и дополняет ответы учащихся. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Прослушивание аудиозаписи и выразительное чтение стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». |
3 | 3. Этап закрепления и первичной проверки | Работа с текстами произведений. Фронтальная беседа и анализ стихотворений по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 23_3.docx. – Каково, по мнению автора, предназначение поэта? В чём заключается сходство с пророком? – 23_3_1.docx. Обратите внимание на анафору. Какую интонационную роль она играет в стихотворении? Прочитайте его так, чтобы подчеркнуть эту роль. – На какие две части и почему разделяет А.С. Пушкин стихотворение «Поэт»? Каким предстаёт перед нами поэт в каждой из частей? – 23_3_2.docx Какие эпитеты использует автор для сопоставления поэта и света в первой части стихотворения «Поэт»? Объясните смысл выражений «святая лира», «малодушно погружён», «хладный сон». Какую роль играет лексический повтор? – 23_3_3.docx . На каком композиционном приёме построено стихотворение «Поэт»? Как он помогает понять смысл стихотворения? – Какой обобщённый образ противопоставлен поэту в стихотворении «Поэт»? Попытайтесь объяснить смысл этого противопоставления. – Что сближает стихотворения «Поэт» и «Поэту»? Каким мы видим художника-творца в стихотворении «Поэту»? Как вы думаете, на какие реплики невидимого собеседника отвечает автор? – В чём смысл сопоставления поэта с эхом в одноимённом стихотворении? Трагичной или значительной показана участь поэта? Докажите своё мнение. – Перечитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Почему поэт уверен в своём бессмертии? Какое будущее он предрекает своему творчеству? – Обратите внимание на последнюю строфу. К кому и почему обращается в ней поэт? Сравните её со стихотворением «Поэту». Как вы думаете, одинаковый ли смысл вкладывает автор в эти строки? – Перечитайте стихотворение «Эхо» и покажите, как создаётся в нём образ эха. Какова, на ваш взгляд, роль паузы в предпоследней строке? – 23_3_4.docx . В чём смысл выражений «нерукотворный памятник», «главою непокорной», «заветная лира» в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…»? Объясните метафору «народная тропа» и подумайте, почему этот образ так важен А.С. Пушкину. – Почему, по-вашему, автор употребляет устаревшее слово «пиит», а не «поэт»? Какой оттенок значения он добавляет? По итогам обсуждения учащиеся должны сделать вывод о роли поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Выучить наизусть любое из изученных стихотворений А. С. Пушкина. 2. Написать интерпретацию любого из изученных стихотворений А. С. Пушкина. 3. Прочитать роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |