Урок 23. «Сказки о природе». Литературное слушание. М. Михайлов «Лесные хоромы»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её природе.
- Учить слушать и воспринимать на слух текст сказки.
- Учить составлять модель обложки.
- Учить правильно называть произведение.
- Расширять читательский опыт.
- Учить сравнивать народные и литературные (авторские) сказки
Виды деятельности
-
Выделять и называть фамилию автора и заголовок произведения.
Высказывать своё отношение к произведению.
Моделировать обложку и правильно называть произведение.
Учиться сравнивать произведения на одну тему и с похожим сюжетом
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта | Учитель. Ребята, кто выполнил мою просьбу и принёс книги о природе? Большое вам спасибо. Рассмотрим книги, которые принесли ребята. О чём они? Кто знаком с произведениями, которые вошли в эти книги? Прочитайте заголовки произведений. Есть ли у них автор? (Организуется работа с выставкой книг.) Посмотрите на модель. Рассмотрите её внимательно. Что обозначает фигура в центре? (Сказка.) Что обозначает цвет этой фигуры? (О природе.) Что обозначает верхний прямоугольник? (Фамилию автора.) Что обозначает нижний прямоугольник на нашей модели? (Заголовок.) Кто вспомнит произведение, которое соответствует этой модели? Мы с ним знакомились на предыдущем уроке литературного слушания. (В. Белов «Родничок». (Возможны и другие варианты ответов, соответствующих данной модели.) Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением |
2 | 2.1. Обогащение читательского опыта | Учитель. Послушайте. (Учитель читает произведение. Если у учащихся есть учебные хрестоматии, то они закрыты.) Первичная беседа Учитель. Ребята, понравилось ли вам произведение? Что понравилось? А что нет? Моделирование (на первых уроках важно ознакомить учеников с алгоритмом моделирования) Учитель. Что мы с вами слушали? (Сказку.) Докажите, что это сказка. Возьмём лист бумаги и покажем, что вы слушали. (Дети берут свои листочки и располагают их вертикально.) Как мы покажем, что слушали сказку? (Нарисуем круг.) Верно. Нарисуем. Покажите. (Ученики показывают.) О чём эта сказка? (Дети высказывают свои предположения.) Правильно. Эта сказка о животных. Договоримся, что если мы слушаем сказку о животных, то будем закрашивать фигуру коричневым цветом. (Все закрашивают коричневым цветом.) Почему мы выбрали для сказки, которую вы слушали, коричневый цвет? (Ученики объясняют.) А написал сказку Михаил Михайлов. Давайте покажем на модели. Как мы договорились это показывать? (Красная рамочка в верхней части обложки.) Прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной прочитайте: «Михайлов». Это фамилия писателя. А как может называться сказка? (Дети подбирают варианты заголовков.) Писатель озаглавил свою сказку «Лесные хоромы». Как вы думаете, почему? Покажем на модели заголовок. Что для этого надо сделать? Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. Какой заголовок здесь спрятался? Прочитаем |
3 | 2.2. Обогащение читательского опыта | Учитель. Давайте вспомним героев сказки. Для этого мы будем использовать систему заместителей. Назовите героев. (При назывании героев на доске появляются условные обозначения.) А теперь послушайте сказку ещё раз и представьте наших героев. (Учитель читает ещё раз, на доске постепенно появляется схема композиции сказки. Ученики изображают её на обратной стороне своих моделей.) |
4 | 2.3. Обогащение читательского опыта | Учитель. Молодцы! Давайте вспомним, как начинается сказка. Какое настроение было в начале сказки? Рассмотрите иллюстрацию. Как выглядит кузовок? Догадались, почему сказка называется «Лесные хоромы»? |
5 | 2.4. Обогащение читательского опыта | Учитель. Как закончилась сказка? Почему герои попали в паутину? (Животные стали хвастаться друг перед другом, зазнаваться и попали в беду.) Кто из героев вам понравился? Почему? Давайте прочитаем по ролям |
6 | 2.5. Обогащение читательского опыта | Учитель. А на какую русскую народную сказку похожа авторская сказка Михайлова? (Теремок.) Давайте вспомним сказку «Теремок». (Учитель читает сказку.) Чем похожи сказки? Что отличает сказки? |
7 | 2.6. Обогащение читательского опыта | Учитель. А теперь давайте сравним две авторские сказки, с которыми мы с вами познакомились. (Выполнение интерактивного задания.) |
8 | 3. Обобщение изученного | Учитель. Подведём итог нашего урока. Что вы сегодня слушали? (Сказку.) О чём эта сказка? (О животных.) Кто написал эту сказку? Проговорим ещё раз фамилию автора: «Михайлов». Покажем заголовок и прочитаем: «Лесные хоромы». (Хором все вместе проговаривают.) Сегодня мы познакомились со сказкой о животных Михаила Михайлова «Лесные хоромы». А теперь изготовим нашу книжку-малышку. Каждый урок литературного слушания заканчивается изготовлением книжки-самоделки, обложку которой делает учитель, а страницами книжки будут листочки, на которых дети работали в течение урока. Книжка подписывается учителем: кто и когда создал эту книжку-самоделку. Таким образом создаётся «библиотечка развития» для «уголка чтения» |
9 | 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Учитель. Рассмотрите книги на нашей выставке. Найдите книгу в библиотеке со сказками о животных или природе и рассмотрите её. При желании прочитайте |