Урок 23. Литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить понятие «литературная сказка»
Задачи урока
- 1. Разобраться с понятием «литература».
- 2. Изучить особенности литературной сказки.
- 3. Обратиться к основным вехам жизни и творчества А. С. Пушкина.
- 4. Начать изучение поэмы «Руслан и Людмила».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Литература, литературная сказка, А. С. Пушкин, поэма
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | До просмотра слайд-шоу попросить учеников вспомнить, что такое литература, чем она отличается от устного народного творчества. После этого посмотреть всем классом слайд-шоу |
2 | 2. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ученики выполняют тестовое задание |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Учитель рассказывает о литературной сказке, демонстрирует слайд-шоу «Народная и литературная сказка. Сходства и различия» |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ученики участвуют в викторине на тему «Сказка» |
5 | 5. Этап усвоения нового материала. Выразительное чтение | Учитель рассказывает классу об основных вехав в жизни и творчестве А. С. Пушкина. На экране портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского. Учитель читает начало Посвящения к поэме “Руслан и Людмила”. Он обращает внимание пятиклассников на то, что в Посвящении слышен голос рассказчика — в народных сказках они с подобным не встречались. Далее Посвящение учитель читает до конца |
6 | 6. Итоговое задание | Перед тем, как перейти к решению теста, задать вопросы ученикам: 1. Что нового вы узнали о жизни и творчестве А. С. Пушкина? 2. Объясните, почему А. А. Блок назвал имя Пушкина «весёлым». 3. Как вы понимаете слова А. Н. Островского, что «через него умнеет всё, что может поумнеть»? 4. В чём необычность создания поэмы «Руслан и Людмила»? 5. Почему В. А. Жуковский признал себя «побеждённым учителем» А. С. Пушкина? 6. Как вы думаете, почему «Руслан и Людмила» не просто поэма, а сказочная поэма? |
7 | 7. Информация о домашнем задании | Ученики выполняют задание. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть фрагмент «У Лукоморья...». 2. Нарисовать иллюстрацию к сказочному вступлению. |