Урок 22. Тема «Произведения о природе». И. Соколов–Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадка, песенка (произведения фольклора)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с произведениями о родной природе;
- учить читать произведения правильно и выразительно;
- учить определять тему и жанр произведения;
- учить воспринимать стихотворения о природе;
- учить видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове;
- учить выражать своё отношение к произведению, определять точку зрения автора.
Виды деятельности
-
Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
определять жанр и тему произведения;
сравнивать произведения о природе разных авторов;
выражать своё отношение к произведению;
выразительно читать произведения о родной природе, соблюдая знаки препинания;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, И. Соколов–Микитов, рассказ
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1.1 Выявление читательского опыта. Работа с учебником | – Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Выразительное чтение произведений Л. Толстого, В. Бианки, Э. Мошковской). – Интерактивная схема. – Сегодня мы продолжаем работать в нашем разделе «Произведения о родной природе» и познакомимся с творчеством нового автора. |
2 | Этап 1.2 Выявление читательского опыта. Работа с выставкой книг | – Я подготовила вам выставку книг. (Учитель подбирает к выставке книги Соколова–Микитова, но на выставке фамилия автора и заголовок книги закрыты). – Посмотрите на обложки и скажите: о чём или о ком эти книги? (О природе). Какой вывод можно сделать о творчестве этого писателя? (Оно посвящено природе и животным). – Верно. А автором всех этих книг является замечательный писатель Иван Сергеевич Соколов–Микитов. |
3 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Моделирование | – С его произведением мы сейчас и познакомимся. Найдите в учебнике отрывок, который называется «Русский лес». – Прочитайте его самостоятельно. – Представьте модель обложки с этим произведением. Проверьте (Учитель может представить первоначально модель с ошибкой. Ученикам необходимо это заметить и исправить). |
4 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – А теперь ещё раз обратимся к тексту произведения. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Как вы их понимаете? – Словарная работа. |
5 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – Что можно услышать в лесу ранней весной? Прочитайте. – Какие картины можно увидеть в весеннем лесу? Сколько их? – Прочитайте первую картину. – Прочитайте вторую картину. – Прочитайте третью картину. – Рассмотрите иллюстрацию. Выполнение интерактивного задания. |
6 | Этап 2.4 Обогащение читательского опыта. Работа с планом | – На сколько частей можно разделить произведение? (На 2) – Как можно назвать 1–ю часть? («Звуки леса») – Как можно назвать 2–ю часть? («Картины леса») – Схема–план. – Прочитайте предложения к 1–й части. – Прочитайте предложения ко 2–й части. |
7 | Этап 3.1 Обобщение изученного. Кроссворд | – А теперь поработаем с текстом и разгадаем кроссворд. Найдите ответ на 1–й вопрос. Прочитайте. Какое слово необходимо записать в кроссворд. (Аналогичная работа ведётся со всеми пунктами кроссворда). |
8 | Этап 3.2 Обобщение изученного. Работа с новым произведением | – А теперь давайте отгадаем загадки о наших героях произведения. – Прочитайте загадки. – Какие слова помогли подобрать отгадку? |
9 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте выразительное чтение Песенки. – Выучите наизусть понравившееся предложение из рассказа «Русский лес». |