Урок 22. Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать текст, в котором информация дана в неявном виде; провести письменный опрос, в котором ученики продемонстрируют моральную самооценку (без обсуждения полученных результатов); закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, сочетания ча — ща, чу — щу, словообразование, ударение, постановка вопросов к словам, слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «что делать?», «что сделать?», пословицы, собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом, в котором информация дана в неявном виде. Текст и вопросы читает учитель. В процессе обсуждения необходимо подвести учеников к мысли о том, что в некоторых случаях человек, даже не получая чётких словесных предписаний, догадывается о мыслях и желаниях собеседника. В данном стихотворении герой угадывает желание мамы и совершает поступки, которые оцениваются мамой словами «Волшебник ты мой!». Следует предложить ученикам вспомнить ситуации из их личного опыта, когда они «угадывали» желания родных или друзей. Возможно, ученики расскажут о ситуациях, похожих на ту, что описана в стихотворении. В любом случае необходимо выслушать детей, спросить, как они догадались о том, чего хотят близкие, какие поступки они совершили. Если позволяет время и уровень подготовленности учащихся, можно предложить для обсуждения дополнительные ситуации, например: пожилой соседке, которая живёт на девятом этаже, трудно каждый день ходить в магазин за хлебом и молоком; бабушка любит получать на праздники поздравительные открытки; старший брат уже несколько дней не может найти нужную вещь и т. п. Необходимо, чтобы в процессе обсуждения этих и подобных ситуаций ученики пришли к выводу: поведение другого человека часто подсказывает, что́ ты можешь сделать, чтобы самому «стать волшебником», — быть доброжелательным и внимательным к людям, готовым к сотрудничеству и дружбе, способным оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Задание способствует формированию личностных универсальных учебных действий |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (язык; если осталось время) в учебнике — предложение ученикам на основе приведённых характеристик продемострировать моральную самооценку. Несмотря на значок «если осталось время», обязательно проводится во всех классах. Рекомендуется раздать ученикам заранее подготовленные листы, на которых указаны их фамилия и имя. Затем каждый ученик, опираясь на предложенные в учебнике слова-подсказки, выписывает те из них, которые его характеризуют. Можно дополнить предложенную формулу «Я …, …» предложением, которое вписывает в каждый лист учитель: «А иногда я бываю…». Подобная работа направлена на выявление моральной самооценки учащихся. Ни в коем случае результаты этой работы не должны быть озвучены в классе. Перед началом выполнения упражнения учитель может сказать: «Ребята, а теперь я вам раздам листы, на которых вы запишите, опираясь на слова-подсказки, какие вы, какими себя считаете. Обещаю вам, что ваши ответы прочитаю только я и никто, кроме меня, их не увидит». Результаты выполнения упражнения не рекомендуется также размещать в портфолио учеников. Умение задавать вопросы к словам («какой?», «какая?») проверяется устно, фронтально |
4 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — работа с информацией, данной в неявном виде (в пословицах); закрепление порядка действий при списывании. Следует предложить ученика выписать любую пословицу, так как выбор той или иной пословицы будет демонстрировать моральные ориентиры ученика. Упражнение требует тщательной проработки в классах, где ученики испытывают трудности в изучении или освоении русского языка (русский язык неродной) |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. проводится аналогично упражнениям из предшествующих уроков. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — работа над умением давать развернутое толкование слова, находить слово, от которого образовано данное. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. В ходе проверки учащимся предлагается ответить на вопрос: «Можно ли сказать, что выделенные слова образованы от тех слов, которые дописаны?» Дополнительные задания 1. Задать вопрос к словам, выделенным жирным шрифтом. 2. Определить, что объединяет эти слова. (Они отвечают на один и тот же вопрос.) 3. Записать в рабочую тетрадь пары слов: фруктовый — фрукты, рыбный — рыба, берёзовый — берёза, кирпичный — кирпич, горный — горы, лисий — лиса |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила переноса слов. Предлагается для самостоятельной работы сильным ученикам. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. При фронтальном проведении следует выбирать двух- и трёхсложные слова |
8 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений при написании букв п, н за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Самым сложным при написании этих букв без отрыва является точное совпадение линий при проведении второй раз по одной из них. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности при формировании графического навыка, учитель может предложить писать первый и второй элементы букв п, н отрывно, отрабатывая при этом связность при написании второго и третьего элементов буквы н. Даже если весь класс пишет данные буквы за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил тем учащимся, которые ещё не готовы к этому, писать с отрывом. На двух чистых строчках можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, я |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 5 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Нужно нацелить учащихся на необходимость обращать внимание на запятые в предложениях. Дополнительные задания 1. Первое предложение послушать несколько раз (учитель орфографически проговаривает каждое слово), проговорить орфографически и записать по слуховой памяти. 2. Второе предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти. 3. Третье предложение записать под диктовку учителя. Проверить свою работу, сверив в текстом в тетради на печатной основе |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |