Урок 22. Нашествие Батыя на Русь
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
История России
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сформировать у учеников представление о завоевании Руси монголами и его последствиях.
Задачи урока
- 1. Способствовать формированию у учеников целостности представления об историческом процессе с помощью отсылок к связанным с темой урока событиям, изучаемым в курсе всеобщей истории.
- 2. Воспитать чувство патриотизма, показав героизм сопротивления Руси монгольским завоевателям.
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Монголы, Батый, Юрий Всеволодович, битва на реке Сити, Козельск
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Вопрос: Почему на ваш взгляд легенда об ушедшем под воду и недоступном грешным людям чудесном городе возникла именно в связи с монгольским нашествием? |
2 | 2. Актуализация знаний | Для ответов на вопросы ученикам необходимо вспомнить материалы уроков по теме «Северо-Восточная Русь в эпоху раздробленности» и «Южная Русь в эпоху раздробленности» |
3 | 3. Изучение нового материала | Записать основные события: Декабрь 1237 – весна 1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь 4 марта 1238 г. – битва на реке Сити. Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, завершение покорения Владимиро-Суздальской земли |
4 | 4. Обобщение и систематизация знаний | Отказ Юрия Владимирского и Михаила Черниговского прийти на помощь рязанскому князю Юрию Игоревичу после вторжения монголов на территорию Рязанского княжества – упомянуть об этом факте, если о нем не говорится в учебнике. |
5 | 5. Изучение нового материала | Возможно, следует прочесть отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященный гибели Евпатия Коловрата: «И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И стал сечь он силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (стенобитных орудий), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых захватили в битве. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.» |
6 | 6. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебником, атласом и другими источниками информации. |
7 | 7. Изучение нового материала | Записать основные события: Конец 1239 – весна 1241 гг. – поход Батыя на Южную Русь. Осень 1240 г. – взятие монголами Киева |
8 | 8. Усвоение новых знаний | Вопрос: Какие на ваш взгляд могли быть другие причины завершения западного похода монголов кроме известия о смерти великого хана? Ответы – монгольские войска устали и понесли большие потери в ходе затянувшегося похода; невозможность контролировать столь обширную завоеванную территорию; выход за пределы привычных степных регионов, позволяющих обеспечивать кормом коней. |
9 | 9. Актуализация знаний | Перед выполнением задания предложить ученикам вспомнить, какие события происходили в Европе и в Азии в ту же эпоху (середина XIII в.) |
10 | 10. Подведение итогов и домашнее задание | Упомянуть, что Северо-Западная Русь в это время находилась под угрозой экспансии крестоносцев из Прибалтики, объявить домашнее задание – параграф учебника, соответствующий теме «Борьба Северо-Западной Руси с экспансией шведов и крестоносцев» |