Урок 22. Художественная фотография
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Определять средства выразительности художественной фотографии как вида искусства
Задачи урока
- – выявлять её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
- – создавать собственные художественные фотографии в различных жанрах;
- – овладевать навыками анализа художественной фотографии, высказывать собственное мнение о её эстетической ценности.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Художественная фотография. Жанры и средства фотографии. Портрет, натюрморт, пейзаж и бытовой снимок. Фрагмент и фотомонтаж. Выразительные средства: план, ракурс, свет и тень, ритм.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Слово учителя: «Наверняка у каждого из вас дома есть фотоаппарат, это удивительное чудо техники, без которого мы сегодня не представляем свою жизнь. Но как правильно им пользоваться? Можно просто делать фотографии, не задумываясь о композиции и содержании того, что снимаешь. А можно с его помощью научиться создавать настоящую художественную фотографию. Сегодня нам предстоит разобраться в этом». Как вариант, преамбула к главе 15 «Художественная фотография» в учебнике (с. 200). Выразительное чтение стихотворения А. А. Тарковского «Фотография». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Инсценированный диалог-монтаж. Учащиеся заранее получают текст выступления перед одноклассниками на уроке, они готовятся его выразительно прочитать или пересказать. Ученики заранее продумают возможные элементы своего костюма или атрибуты, имеющие отношение к искусству фотографии. Материалы к монтажу см. в «Методическом пособии», с. 209–211. В диалоге-монтаже для учащихся использованы материалы статьи А. Фомина «Продлись, продлись, очарованье!..», опубликованные в журнале «Искусство». |
3 | 3. Целеполагание | Учащиеся знакомятся с разделом 15.1 «История фотографии» в учебнике. Просмотр фрагментов видеофильмов (по выбору учителя): «История фотографии» или «Власть факта. Фотография и реальность». |
4 | 4. Открытие новых знаний | Дискуссия о жанрах фотографии. Знакомство с жанрами портрета, пейзажа, натюрморта и бытового снимка. Особо акцентируем внимание учащихся на специфических жанрах фотографии – фрагменте и фотомонтаже. Далее учащиеся самостоятельно работают с первой частью раздела 15.2 «Выразительные средства и жанры фотографии» в учебнике (с. 205–207). Рассказ учителя о жанрах фотографии можно сопроводить просмотром галереи. |
5 | 5. Первичное закрепление | Предложим учащимся поразмышлять о том, что художественная фотография может создать такое изображение, которого не даст картина живописца. Для аргументации своей точки зрения нужно подобрать известные им примеры. Сравнительный анализ фотографии М. В. Альперта «Комбат» (1942) и живописной картины К. С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» (1928). |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выразительные средства фотографии. Среди огромного множества фотографий разных жанров есть и такие, которые называют художественными. Что же их отличает? Учитель дополняет и корректирует ответы школьников. На экран выводится памятка-плакат «Как отличить художественную фотографию?».Учащиеся делают записи в тетрадях. Беседа с классом. Примерные вопросы: – Смогла ли фотография за сто с лишним лет своего существования доказать, что она является полноправным видом искусства? – Что необходимо для того, чтобы фотография стала искусством? – Что отличает обычную фотографию, снимок на память от художественной фотографии? Учитель обобщает ответы учащихся, отмечает глубину и чёткость аргументации, оригинальность мышления школьников. |
7 | 7. Итог урока | Слова учителя: «Говорят, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Вместе с тем один мудрый человек сказал, что если вы намереваетесь нарушить правило, то его стоит сначала изучить. Только тогда вы можете быть уверенным, что нарушение правила сделает ваш снимок эффектнее. Умелый фотограф должен обязательно знать особенности своего искусства и специальными приемами добиваться нужного ему эффекта. Известный искусствовед Б. В. Раушенбах говорил: «Если вы пожелаете сделать фотографический портрет друга на фоне могучих гор, то после проявления пленки увидите его на фоне жалких холмиков». Искусству фотографии можно учиться всю жизнь». На экран выводятся 10 советов начинающему фотографу. Учитель может предложить учащимся дополнить эти советы своими собственными. Он сообщает, что последний, десятый совет начинающему фотографу им пригодится уже совсем скоро, на следующем уроке, когда многие из них представят на суд одноклассников свои самые лучшие, удачные фотоснимки. На следующем уроке будет проведено фотобиеннале работ учащихся. |