Урок 22. Частные случаи сложения и вычитания вида: 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10
Закрепить умение учащихся использовать эти приёмы в вычислениях в случаях вида: 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10 .
Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания, соотношения между единицами длины (м, дм, см); навыки конструирования и решения текстовых арифметических задач. Формировать у учащихся умения исследовать текст задачи, выполнять логические операции сравнения и классификации. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления
Выполнять устно сложение и вычитание в случаях вида: 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Представлять дли ну в разных единицах измерения и записывать величины в порядке их возрастания или убывания. Конструировать новую арифметическую задачу, изменяя условие или вопрос данной задачи. Определять арифметические действия для решения задачи. Выполнять исследование задачи (в частности, находить лишние данные в её тексте). Сравнивать числовые выражения и тексты арифметических задач (находить в них сходство и различия). Находить основание проведённой классификации. Строить многоугольник по образцу. Находить фигуры заданной формы на чертеже
-
Сложение и вычитание
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Так как учащиеся ещё не знакомы со знаками «>» и «<», то первую часть задания они должны оформить так: 1) 72 больше 10, 2) 5 меньше 48. Прежде чем дети приступят к выполнению второй части задания, вспомните с ними правило сравнения двух чисел с помощью вычитания: «Что бы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | При необходимости подскажите детям: «Чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом». 50 + 7 = 57 76 + 4 = 80 38 – 8 = 30 75 – 3 = 72 После выполнения задания обязательно сделайте с учениками устную проверку. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с заданиями, позволяющими учащимся начальной школы сформулировать вопрос для углубления системы закрепляемых знаний. |
4 | 4.1. Целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Выполнить это задание учащиеся должны уже без цветных палочек, руководствуясь правилами, сформулированными при объяснении нового материала. Рассмотрим способы рассуждения на примерах. 1) 29 – 8. При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков — десятки. В числе 29 — девять единиц, а в числе 8 — восемь единиц. Вычитаем: 9 – 8 = 1. Значит, в результате получится одна единица. В числе 29 — два десятка, а в числе 8 — нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 29 – 8 = 21. 2) 20 + 1. При сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки — с десятками. В числе 20 — нуль единиц, а в числе 1 — одна единица. Складываем: 0 + 1 = 1. Значит, в результате будет одна единица. В числе 20 — два десятка, а в числе 1 — нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 20 + 1 = 21. Аналогично дети рассуждают в остальных случаях. |
5 | 4.2. Целеполагание | Работа с заданием № 6 учебника |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 7 учебника. Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность закрепления учащимися изученного способа действий, умения его применять при решении учебных задач. |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 9 учебника. Работу над текстом задачи рекомендуется начать с тех вопросов, которые даны после её формулировки. Учащиеся могут предложить свои вопросы, например: «Сколько всего грибов и ягод принесла Ира? Сколько опят и ягод нашла Ира? На сколько меньше грибов, чем ягод, принесла Ира?» и др. Раз берите и решите как можно больше новых задач, получившихся в результате замены первоначального вопроса. Интерактивное задание. Перед выполнением задания вспомните с учащимися, что если в примере есть действие в скобках, то именно оно выполняется первым. Ошибки допущены в следующих случаях: (68 + 20) + 1 = 99 (89) (73 + 2) – 50 = 35 (25) (39 – 5) – 2 = 14 (32) |
8 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 12 учебника. На данном этапе вниманию учеников предлагается система заданий по изученной теме. Младшие школьники закрепляют полученные знания и отрабатывают известные алгоритмы действий. |
9 | 7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 14 учебника. На данном этапе урока ученики самостоятельно выполняют учебные задания, способствующие закреплению полученных знаний. При возможности учителю необходимо довести полученный навык до автоматизма использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. |
10 | 7.2. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 17 учебника |