Урок 21. Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Рассказ по сюжетным картинкам
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слов.
- Сравнение слов «кит» и «кот» по звуковой структуре.
- Подбор слов к схемам.
- Чтение отрывка из стихотворения
- С.Маршака «Усатый- полосатый».
- Придумывание рассказа по серии
- картинок.
- Моделирование предложений
Виды деятельности
-
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек.
Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
Составлять слов по схемам.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Учитель. В этой сказке Нет порядка: Что ни слово — То загадка! Вот что Сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ — огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Кто помнит, что было дальше в этой сказке? Давайте поиграем со словами. Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. |
2 | 1.2. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Учитель. Рассмотрите модель слова «кот». Определите по схеме, сколько звуков в слове «кот», прочитайте это слово. Прочитайте слово, выделяя первый звук; произнесите только первый звук; обозначьте звук [к] фишкой жёлтого цвета. Прочитайте слово, выделяя второй звук; произнесите только второй звук; обозначьте звук [о] фишкой жёлтого цвета. Прочитайте слово, выделяя третий звук; произнесите только третий звук; обозначьте звук [т] фишкой жёлтого цвета. |
3 | 1.3. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Учитель. Рассмотрите модель слова «кит». Определите по схеме, сколько звуков в слове «кот», прочитайте это слово. Прочитайте слово, выделяя первый звук; произнесите только первый звук; обозначьте звук [к’] фишкой жёлтого цвета. Прочитайте слово, выделяя второй звук; произнесите только второй звук; обозначьте звук [и] фишкой жёлтого цвета. Прочитайте слово, выделяя третий звук; произнесите только третий звук; обозначьте звук [т] фишкой жёлтого цвета. |
4 | 1.4. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Учитель. Сравните слова «кит» и «кот»: найдите в них одинаковые звуки, назовите их. Какими звуками эти слова отличаются? Звуки [к’] и [к] хоть и похожи, но одинаковыми не являются. Попробуйте произнести слово «кит», с первым звуком [к]. Что у вас получается (Ответы детей.) А теперь слушайте внимательно и выполняйте задания по моей команде. Уберите из схем обоих слов одинаковые звуки. Какие это звуки? (Звуки [т].) А теперь уберите из слова «кит» звук [о]. Есть ли этот звук в слове кит? (Ответы детей.) А теперь уберите звук [и]. А теперь из слова «кот» уберите звук [о]. Уберите звук [к], затем звук [к’]. Молодцы! |
5 | 2.1. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику. Дифференцированная работа | Учитель. А теперь задание для тех, кто уже умеет читать. Кто нарисован на картинке? Постройте модель этого слова. А теперь догадайтесь, по схемам, какие слова задуманы? (Кошка, кошечка.) |
6 | 2.2. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику. Дифференцированная работа | Учитель. Соберите цепочку слов. Посмотрите на схемы. Последний звук в одном слове будет первым в другом. А теперь подумайте и расположите слова танк, туфли, автобус и рыба. Сравните свою работу с образцом. |
7 | 3. Обобщение и систематизация знаний. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите картинки. Произнесите слово «стул», выделяя второй звук. Какой это звук? Встречает ли он при произнесении на своём пути преграду? Соедините линиями слова, в середине которых есть звук [у].Рассмотрите картинки. Произнесите слово «сыр» выделяя второй звук. Какой это звук? Встречает ли он при произнесении на своём пути преграду? Соедините линиями слова, в середине которых есть звук [ы]. Задания: 1) Определите на слух, какой звук повторяется в каждом из слов: суп, зуб, ус, укус, брус, ум, куст, руль, клуб, круг. 2) Расскажите об особенностях произнесения звука [у]. Встречает ли воздух при произнесении на своем пути преграду? (Воздух не встречает на своём пути преграды.) 3) Определите на слух, какой звук есть в каждом из слов: сын, ты, быль, сыпь, пыль, клык, плыть, рыть. 4) Расскажите об особенностях произнесения звука [ы]. Встречает ли воздух при произнесении на своем пути преграду? (Воздух не встречает на своём пути преграды.) 5) Какой вывод мы можем сделать? (При произнесении звуков [у] и [ы] воздух не встречает на пути преграду.) |
8 | 4. Обобщение и систематизация знаний | Учитель. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ про приключения котёнка и обозначьте предложения полосками. (Дети выкладывают полоски.) Как вы думаете, мы с вами угадали продолжение истории? Послушайте продолжение. А некоторые ребята помогут мне её прочитать. Как помчался он вприпрыжку, Карандаш поймал, как мышку, И давай его катать — Из-под стула под кровать, От стола до табурета, От комода до буфета. Подтолкнёт — и цап-царап! А потом загнал под шкап. Ждёт на коврике у шкапа, Притаился, чуть дыша… Коротка кошачья лапа — Не достать карандаша! А теперь послушайте окончание сказки. А потом, А потом Стал он умным котом. А девочка тоже выросла, стала ещё умнее и учится в первом классе сто первой школы. |