Урок 21. Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча — ща, чу — щу
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать речевую ситуацию, в которой слова используются для убеждения; повторить правило написания сочетаний ча — ща, порядок действий при списывании, работу со звуковыми моделями
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, сочетания ча — ща, чу — щу, жи — ши, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Обратите внимание. Вне зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учащихся необходимо обязательно провести в рамках одного урока первые три упражнения, так как тексты, приведённые в них, не только организуют обсуждение проблемных ситуаций и стимулируют речевое творчество учащихся, но и способствует формированию личностных универсальных учебных действий — ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитию этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формированию моральной самооценки. Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за ситуацией, в которой слова используются для убеждения. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения следует объяснить ученикам, что герой рассказа пытается перебороть чувство страха, которое он связывает с трусостью, а трусость для него — отрицательное качество, от которого необходимо избавиться. В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу о том, что мальчик в своей внутренней речи убеждает селя совершить прыжок с вышки при помощи слов, т. е. слова в данном случае становятся средством убеждения. Следует обратить внимание на то, что по отношению к себе мальчик использует достаточно резкие выражения: обзывает себя (рохля, вахля, махля), угрожает себе разговаривать с тобой не буду, руки тебе не подам) — как бы озвучивает слова, обращённые к нему другим человеком. Однако очень важно сообщить ученикам, что при общении с другими людьми, какая бы ситуация ни возникла. Не следует использовать угрозы, а тем более обидные слова |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — продолжение обсуждения ситуации, в которой слова используются для убеждения. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения текста следует, как и в упражнении 1, разобрать с учениками, что́ героя стихотворения не устраивает в собственном поведении (грубость по отношению к родителям). Проблемные вопросы к тексту сформулированы в следующей рубрике |
4 | 4. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует обсуждение ситуаций, приведённых в текстах предшествующих упражнений: оба героя, недовольные собственным поведением, убеждают самих себя в необходимости измениться, используя при этом «суровые» слова. Ученики снова должны вернуться к текстам упражнений, найти эти «суровые» слова. Рекомендуется предложить ученикам речевые формулы убеждения самого себя: «Я не должен это делать, потому что…», «Если я так поступлю, меня будут считать (ко мне будут относиться)…», «Моё поведение огорчает близких мне людей, значит…», «Я умею хорошо кататься на коньках (хорошо рисую, много прочитал и т. п.), неужели мне трудно…, ведь…». Затем ученики объясняют своё понимание строк из стихотворений Вадима Шефнера (опорой для высказываний служит обсуждение ситуаций из упражнений 1 и 2) |
5 | 5. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 3 (речь; если осталось время) в учебнике — продолжение обсуждения моральных норм. Если позволяют условия, рекомендуется перед началом урока записать на доске стихотворение Юнны Мориц: в этом случае на него можно будет опереться при обсуждении текстов упражнений 1 и 2 (в классах с невысоким темпом работы). В классах с высоким темпом работы важно подробно проанализировать, почему храбрым считается тот, кто добрее, а сильным — тот, кто умнее. Если жизненный опыт учащихся не позволяет им ответить на поставленные вопросы, достаточно привести простые примеры: именно добрый человек (тот, кто умеет сочувствовать, сопереживать) первым приходит на помощь, когда видит, что человек попал в беду (например, если случился пожар или кто-то тонет). При этом человек может вовсе не считать себя храбрым: он боится собак, не войдёт в клетку с тиграми и т. п. А сильным является умный человек, который «не решает спор кулаками»: он при помощи слов может убедить собеседника |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение правила написания сочетаний ча — ща. Ученики выписывают из текста упражнения 2 выделенные слова просвещал, укрощал, подчёркивают место орфограммы, в случае необходимости читают правило. Следует напомнить ученика, что на форзаце учебника размещено правило написания сочетаний ча — ща, приведёт небольшой список слов, и в случае необходимости следует пользоваться этим материалом |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык; трудное) в учебнике — повторение работы со звуковыми моделями. Несмотря на значок «гиря», рекомендуется для выполнения только в тех классах или тем ученикам, которые испытывают трудности в данном виде работы. Порядок слов, соответствующий схемам: туча, щука, чудо, чаща, роща, часы. |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение правописания сочетаний ча — ща, чу— щу. Выполняется фронтально в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Обязательно проводится в классах, где ученики слабо владеют русским языком, при этом скороговорки сначала должен прочитать учитель |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Учащимися выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений при написании букв. Целесообразно буквы л, я предложить написать за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги, а букву м — за два движения (л + последний элемент). На последней строчке стоит повторить написание за одно движение букв а, б, д |
11 | 12.1. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи — ши в выписанных словах нужно подчеркнуть Вариант выполнения. В сильном классе можно усложнить работу, предложив выписать слова с нужными сочетаниями ещё и из стихотворения, записанного на доске. Кружится снежинка, Будто в ней пружинка: Вниз всё медленней плывёт… Вот и кончился завод. М. Яснов |
12 | 12.2. Дополнительный материал | Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |