Урок 21. Писательское мастерство Н. В. Гоголя. Подведение итогов и развитие речи
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обобщение знаний по теме «Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"».
Задачи урока
- Выполнение самостоятельной работы по теме «Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"».
- Подвести итог о содержании повести, образах главных герое. Сделать выводы о писательском мастерстве Гоголя на материале анализируемой повести.
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, беседа по вопросам, выполнение интерактивных занятий, работа с текстом и мультимедийными материалами
Ключевые понятия
-
героическая повесть, эпос, характер, художественный приём, герой, прототип, сюжет
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Усвоение нового материала. Реализация межпредметных связей. | Учащимся предлагается рассмотреть картину И. Е. Репина «Письмо запорожцев турецкому султану» и поразмышлять над вопросами. – Как относится художник к прототипам героев своей картины? Как относится к своим героям Н. В. Гоголь? – В чём сходство между изображением казаков у Н. В. Гоголя и И. Е. Репина? – Какие места из повести «Тарас Бульба» вспоминаются вам при взгляде на картину Репина? |
2 | 2. Повторение изученного и рефлексия учебной деятельности. | Заключительное обсуждение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», готовящее учащихся к написанию мини-сочинения. Выполнение интерактивных заданий, направленных на анализ образов героев и выявление выразительных средств, используемых Н. В. Гоголем. – В задании 1. Попытайтесь привести свои примеры художественных описаний и точных деталей в обрисовке характеров. Можно ли назвать Н. В. Гоголя подлинным художником? – Какими художественными средствами создаются героические образы Тараса и Остапа? (Вспомнить о значении контраста.) Что между ними общего? – В задании 2. Найдите отступления от сюжетного повествования. Чему они посвящены? Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется в них автор? – Какие художественные особенности делают произведение «Тарас Бульба» героической повестью? – В чем заключается связь этой повести с народной поэзией? – В заданиях 3, 4. Приведите свои примеры идеализации запорожцев и гиперболизации изображения в повести? – Чем привлекателен для вас образ Тараса Бульбы и что вы не можете в нем принять? – Что в этой повести реального, жизненного, и что романного, возвышенного? – Что преобладает в этой повести – изображение внутренней или внешней жизни героев? |
3 | 3. Проверка усвоения изученного материала. | Самостоятельная работа по теме «Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"» |
4 | 5. Информация о домашнем задании. |