Урок 20. Восклицательные и невосклицательные предложения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с интонацией предложения (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации
Ключевые понятия
-
предложение, знаки препинания в конце предложения, виды предложений по цели высказывания, виды предложений по интонации, совершенствование графического навыка, словарные слова, самоконтроль
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» начинает урок с выяснения двух возможных способов произнесения предложений (работа с дидактическим рисунком учебника). Учитель просит учеников догадаться, какое предложение (написанное слева или справа) он произнесёт, и произносит предложение с восклицательной интонацией. После этого он просит учеников произнести предложение, написанное слева. Далее учитель спрашивает: различаются ли по тому, что хочет сказать человек, предложения, записанные слева и справа? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль: цветы очень красивые.) Одинаковая ли цель у этих двух предложений? (Да, оба эти предложения являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, какое впечатление произвели цветы на девочку.) Чем отличаются эти предложения? Так же строится работа над следующими двумя парами предложений: определяется общий смысл предложений в парах и цель высказывания. Возможная ошибка. Учащиеся характеризуют предложения последней пары как повествовательные. Помощь. Учитель просит учащихся определить, с какой целью произносятся эти предложения, что они передают — сообщение о чём-то или просьбу (подойти поближе). |
3 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» сообщает о разделении всех предложений на восклицательные и невосклицательные (две основные группы). |
4 | Первичная отработка материала | Выполняется фронтально, устно упражнение 1 — поиск восклицательных предложений и тренировка в произнесении предложений с восклицательной интонацией. |
5 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» указывает на то, что восклицательными могут быть и повествовательные, и побудительные, и вопросительные предложения. Учащиеся должны усвоить, что цель высказывания и интонация — это две разные характеристики предложения. В русском языке выделяют три типа предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, а по интонации эти же самые предложения бывают двух типов — восклицательные и невосклицательные. Важно, чтобы ученики это поняли, так как смешение цели высказывания и интонации при характеристике предложения — довольно распространённая ошибка в школьной практике. Учитель задаёт вопросы: можно ли приведённые в рубрике предложения превратить в невосклицательные? Изменится ли при этом цель предложений? А тип предложения по интонации? Изменится ли при этом знак в конце предложения? |
6 | Первичная отработка материала | Выполняется фронтально, устно упражнение 2 — определение типа предложения по цели высказывания и по интонации; ученики строят свои ответы в соответствии с предложенным образцом рассуждения. Может быть предложено для самостоятельной работы наиболее подготовленным ученикам. |
7 | Первичная отработка материала | Упражнение 3 — отработка умения с опорой на содержание предложения определить его тип по цели высказывания и по интонации и в зависимости от этого правильно выбрать знак препинания в конце предложения. Сначала ученики читают стихотворение молча. Затем учитель предлагает установить границы предложений. После этого ученики должны произнести первое предложение. Если первое предложение не произносится как вопросительное, необходимо организовать обсуждение, спросив учеников, на достижение какой цели направлено первое предложение. Первое предложение содержит вопрос и предполагает ответ на него, поэтому является вопросительным невосклицательным. Во втором предложении ученики могут испытать трудность в определении интонации. Это восклицательное предложение. Объяснить эту интонацию можно, обратив внимание на общее содержание стихотворения и на контраст ответов о́блака, речки, ветра с ответом песни. Восстановленное стихотворение будет выглядеть так: — Ты откуда, облако? — Из страны дождей! — Ты откуда, речка? — Я — сестра морей! — Ты откуда, ветер? — Из степной страны! — Ты откуда, песня? — Я — из тишины. (В. Степанов) |
8 | Самоконтроль | Упражнение 4 — развитие самоконтроля при постановке знаков препинания в конце предложения. Проводится фронтально или самостоятельно сильными учениками. При коллективной проверке ученики должны объяснить как причины ошибок, так и правильную постановку знаков. |
9 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Прописать строчку, чередуя восклицательные и вопросительные знаки. |
10 | Этап усвоения нового материала | Словарная работа. Записать под диктовку словарные слова: тетрадь, карандаш, телефон, мороженое, ветер, берёза, город. |
11 | Дополнительный материал | Дополнительная работа 1. Определить тип написанных на доске предложений по цели высказывания и по интонации. Бабушка, ты тоже маленькой была?! Страшно, няня, спрячь меня! Почему ты не веришь мне? Закрой, пожалуйста, дверь. 2. Определить, являются ли выделенные предложения одинаковыми: а) по цели высказывания; б) интонации. Вдруг репродуктор Говорит: «В тайгу упал метеорит». Весь мир взволнован, Мир шумит: — В тайгу упал метеорит! 3. Распределить написанные на доске слова по столбикам: Имя сущ. Имя прил. Гл. Список слов: язык, живой, понедельник, мощный, чудеса, шипеть, счастье, пушистый, щуриться, молочный, булочка, угощать, чужой, трещать. |
12 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Списать предложения упр. 2. |